6998

Драма на “охоте”?

В Западно-Казахстанской области убили руководителя отдела животного мира теринспекции по охране животного и растительного мира. Серик МАЖЕНОВ погиб от огнестрельного ранения. Трагедия случилась в Бударинском заказнике - месте, где в принципе нельзя убивать животных

Драма на “охоте”?

Известие о ЧП пришло в Уральск спустя полсуток после того, как оно случилось. Сначала о трагедии сообщил в своем аккаунте известный зоозащитник Сакен ДИЛДАХМЕТ. Он написал предполагаемую версию: Серик Маженов погиб от рук браконьеров. Однако спустя непродолжительное время текст был изменен. Одно­временно с этим в соцсетях появилась официальная информация от Министерства экологии, а в чате уральских журналистов - от департамента полиции. Согласно ей “трое мужчин охотились в 15 км от села Акжаик Теректинского района в Бударинском заповеднике. Во время перезарядки оружия мужчина 1977 г. р. по неосторожности произвел выстрел, в результате чего пуля попала в другого мужчину 1977 г. р., после чего они своими силами доставили пострадавшего в ЦРБ пос. Акжаик”.

По официальной версии получалось, что инспектор, призванный защищать животных от браконьеров, сам принимал участие в охоте. Однако коллеги Серика Маженова, журналисты, хорошо знавшие его, не говоря уже о друзьях, категорически отказались принимать такую версию. Тем более что еще в день трагедии непосредственный шеф Серика Кайрат КАДЕШЕВ сообщил, что его подчиненный был в рейде.

Правда, полиция на это заявление не обратила никакого внимания. Более того, на следующий день после убийства пресс-служба ДП выдала информацию следующего содержания: “В СМИ распространяется информация о том, что трагедия, имевшая место 14.12.2021 г. в Бударинском заповеднике Теректинского района, произошла в результате выполнения служебных обязанностей руководителем отдела животного мира и охотничьего хозяйства, старшим государственным инспектором 1977 г. р. во время рейда и противостояния браконьерам. Данная информация не соответствует действительности. Расследованием установлено, что все фигуранты (свидетели, потерпевший и подозреваемый) занимались незаконной охотой в пределах заповедной зоны. Расследование продолжается”. После этого следуют традиционные предупреждения о распространении ложной информации.

В этой ситуации крайне удивило то, что еще до окончания расследования полицейские уверенно заявили фактически о его результатах. Явно к тому моменту еще не были готовы никакие экспертизы, и в лучшем случае были только опрошены свидетели (которых, кстати, как оказалось, было как минимум вдвое больше, чем указано в пресс-релизе). То есть, получается, все выводы полицейские сделали, основываясь только на словах подозреваемого в убийстве и свидетелей - людей, прямо скажем, сильно заинтересованных.

Ни в коем случае не сомневаясь в компетентности полиции, корреспондент “Времени” решила исполнить свой гражданский долг и сообщить о фактах, которые могли ускользнуть от внимания следствия.

Опираясь на факты, логику и здравый смысл, удалось выяснить следующее.

Серик не был охотником

Серик Маженов никогда не был охотником. У него не было ни охотничьего билета, ни своего оружия. Когда ему приходилось принимать участие в охоте по долгу службы, он, как правило, оставался у костра, возился с чайником, но никто не смог припомнить ни одного случая, чтобы Серик в кого-то стрелял. Даже если предположить, что вдруг в нем проснулся охотник, логичнее было бы ожидать, что он просто возьмет путевку и на законных основаниях поедет в охотугодья, коих вокруг Уральска масса. Вместо этого он, по сегодняшней официальной версии, едет к черту на кулички (до места, где произошла трагедия, от Уральска нужно добираться больше двух часов, большую часть из них по плохой дороге или вовсе по бездорожью). Зная, что охота в заказнике незаконна, собирает, опять же, по версии следствия, каких-то людей и все-таки начинает охоту. Для чего такие сложности? Вопрос остался без ответа.

Инспектор был в рейде

Сослуживцы охотинспектора рассказали, что накануне и с утра вторника не было и речи о какой-то охоте. Вечером Серик созванивался с товарищем и на вопрос, что он будет делать завтра, ответил, что завтра едет в рейд. Кроме того, про рейд официально сообщил журналистам руководитель теринспекции Кайрат Кадешев, а следователям было передано рейдовое задание, подтверждающее, что инспектор находился там по работе. Номер рейдового задания - 217, оно было выдано 13 декабря. Дата начала и окончания - 14.12.2021 г.

Район проведения мероприятия по контро­лю - Теректа, Акжаик. Это именно тот район, где погиб Серик. По словам сотрудников теринспекции, оформить такой документ задним числом практически невозможно.

Супруга погибшего мужчины рассказала его другу, что с вечера не было никаких сборов, которые можно было бы трактовать как подготовку к охоте.

- Она проснулась, когда он уже уходил, спросила, почему так рано. Серик сказал, что по работе. И, судя по всему, он очень торопился: даже не допил чашку чая, - говорит коллега Серика Талгат ИЛЬЯСОВ. - Он, видимо, получил сигнал о незаконной охоте и сорвался туда прямо с раннего утра.

Группу задержанных браконьеров выслеживали давно

По словам бывшего коллеги погибшего Ербола КЕНЖАЛИЕВА, Серик уже два или три года выслеживал группу браконьеров.

Ербол Кенжалиев показывает, что при перезарядке оружие не держат параллельно земле.

- Их все здесь знают, Серик гоняется за ними уже года три. Знаем, что они здесь охотятся, но поймать с поличным никак не удается. И что, получается, Серик три года их поймать не может, а потом с ними охотиться идет? Это же нелепость! - возмущается Ербол.

- Зафиксировать факт браконьерства не так просто, - объясняет Талгат. - Это раньше было: “Оружие на землю, всем стоять!” Сейчас, как только это услышат, тут же ружья бросают и врассыпную разбегаются. Попробуй потом что-то докажи. Поэтому мы стараемся сначала максимально все зафиксировать: фото, видео. И только потом задерживаем. Я предполагаю, что Серик, получив сигнал о том, что в заказнике бракоши, приехал на место и попытался их заснять.

Траектория не та

При перезарядке оружия боеприпас не мог пролететь по траектории, которую предполагают полицейские. Те, кто видел тело погибшего инспектора, утверждают, что пуля (по другим данным, картечь) попала сверху в правое плечо и фактически прошила тело наискось, застряв под ниж­ними ребрами слева. Такая траектория невозможна, если бы боеприпас попал в стоящего человека. Судя по ней (об этом говорят все охотинспекторы, с кем удалось встретиться), Серик Маженов в этот момент наклонился вперед. Возможно, чтобы его не заметили и он смог сделать фото- или видеофиксацию.

Случайность невозможна

Ербол Кенжалиев, охотник со стажем, утверждает, что карабин или ружье не перезаряжают так, как предполагают в своей версии полицейские:

- При перезарядке оружие направляют в землю. И дело не только в том, что это техника безопасности, по-другому оружие просто неудобно держать. То есть попасть при перезарядке в кого-то случайно невозможно.

Выстрелов было несколько

На месте происшествия было обнаружено как минимум пять отстрелянных гильз. Это видели местные, которые оказались там практически одновременно с полицией. Значит, можно говорить не о перезарядке оружия, а о том, что была стрельба.

Друзьями не были

Почему полиция решила, что Серик Маженов и подозреваемый в его убийстве были друзьями, понять не может никто. Дело в том, что подозреваемого в районе хорошо знают. Но никто никогда не слышал, чтобы Серик упоминал хотя бы о знакомстве с этим человеком. Кстати, судя по словам местных жителей, охотников было не трое, а как минимум шестеро. В сельской местности информация расходится быстро, и местные уверенно называют шесть имен тех, с кем сейчас работают полицейские.

                                                              ***

Исходя из имеющихся фактов коллеги Серика Маженова выстраивают свою версию случившегося.

С вечера Серик Маженов, согласно полученному заданию, собирался в рейд. Рано утром, получив от кого-то сообщение о браконьерах в заказнике, он срочно поехал туда. При этом он был не один. Его машина осталась во дворе, так как была сломана. Серик поехал с каким-то знакомым. Попросил его остановиться, не доезжая до места предполагаемой охоты, и дальше пошел пешком, чтобы подобраться к браконьерам незаметно. Что было потом, знают только те, кто был на поляне. Можно предположить, что Серик встал за кустами, чтобы поляна просматривалась и он мог видеть, что там происходит. Охотники заметили какое-то движение и стали палить в том направлении: в половине восьмого еще даже не светает, и видимость неважная. Поняв, что произошло, часть сразу разъехалась по домам, а двое повезли инспектора в больницу. И только после того, как стало известно о его смерти, два человека приехали в полицию с повинной.

Рейдовое задание.

Сегодняшняя версия полиции - причинение смерти по неосторожности. Это грозит ограничением свободы или лишением ее на небольшой срок. По статье о незаконной охоте можно и вовсе отделаться штрафом. Убийство инспектора при исполнении служебных обязанностей - это совсем другие статьи и другие сроки.

Понятно, что официальная версия наиболее удобна для всех участников событий. Для тех, кто остался жив. И правду, настоящую правду о том, что произошло во вторник, 14 декабря, знают только они. Узнают ли ее остальные, зависит только от чести и профессионализма полицейских.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть