Извиняться не за что
Замначальника управления криминальной полиции департамента полиции на транспорте МВД Темиржан РАМАЗАНОВ требует от газеты “Время” и автора этих строк опровержения и извинений. За что, мы так и не поняли.
В знаменитом булгаковском романе есть уморительная сценка. В момент задержания управдома его жена, которой неизвестно, в чем виноват благоверный, кричит: “Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!” Этот момент вспомнился мне сразу, как только в редакцию повалил поток писем: сначала неподписанных и электронных, а потом бумажных, с подписью г-на Рамазанова. Вызваны были эти “эпистолы” нашей публикацией “Даже Интерпол бессилен” (см. “Время” от 4.11.2021 г.). В ней рассказывалось о том, что житель Санкт-Петербурга Евгений МИХАЙЛОВ утверждает: угнанная у него Toyota Venza находится в Казахстане и теперь со сбитыми номерами и перекрашенным кузовом принадлежит замначальника управления криминальной полиции департамента полиции на транспорте МВД Темиржану Рамазанову.
Накануне выхода публикации мы отправили запрос по поводу криминального авто на имя г-на Рамазанова, однако личного ответа от него не дождались. На запрос откликнулся лишь первый зам шефа вышеназванного учреждения Калижан КОБЛАНДИН, который сообщил: разыскиваемая Михайловым “тойота” действительно принадлежит Рамазанову, а приобрел он ее “в порядке, предусмотренном законодательством”, у некоего гражданина ЖАКУПОВА. Насчет криминального следа, якобы тянущегося за машиной, г-н Кобландин рекомендовал нам обратиться в компетентные органы, как будто управление полиции на транспорте некомпетентно или его сотрудники не считаются ближайшими коллегами тех, кто работает в тех самых компетентных органах. Ну да ладно.
Чего же требовал в своих посланиях в редакцию г-н Рамазанов? Извинений за (цитирую с сохранением всех грамматических особенностей письма) “распространение сведений касательно автомобиля марки “Тoyota Venza”, 2015 года выпуска, VIN-код 4ТЗВАЗББ50U068215, с указанием моей фамилии, а также размещением моего личного фото без моего разрешения”.
Темиржан Бакытович также заявил: “Распространенные Вами сведения порочат мою честь, достоинство, деловую репутацию... Автомобиль марки “Тoyota Venza” был приобретен мною на законных основаниях форме письменной сделки за номером УК004028368766 от 17.08.2021 г. Я являюсь добросовестным покупателем. Требую, в установленный законом срок дать опровержение, распространенной Вами информации, принести извинения”. Ну и, конечно, пригрозил судом.
Что-либо ответить в этой ситуации при всей ее очевидности сложно. Но закон предписывает нам это сделать. Что ж, давайте по пунктам.
Распространение сведений о какой-либо машине не может быть незаконным. Тем более есть основания считать авто криминальным.
Указание в газете фамилии г-на Рамазанова, который является высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов, не может быть запрещено. К тому же в своем интервью и многочисленных письмах в различные инстанции ее неоднократно называл герой нашей статьи Евгений Михайлов.
Информация о том, что угнанная у россиянина “тойота” приобретена казахстанцем Рамазановым “на законных основаниях”, уже была опубликована нами со ссылкой на г-на Кобландина в вышеуказанной статье.
На публикацию фото публичной персоны, коей, без сомнения, является г-н Рамазанов, никакого разрешения нам ни у кого спрашивать не нужно. Тем более что снимок этот размещен на его личной странице в социальной сети (см. скриншот).
Поэтому нам непонятно, что мы должны опровергнуть и за что извиниться. Закон позволяет журналисту использовать прямую речь героев его материалов без опасений за последствия. Так что практически вся информация, представленная в статье “Даже Интерпол бессилен”, почерпнута нами из рассказа г-на Михайлова и представленных им документов. Что тут мы можем опровергнуть? Его мнение? Сказанные и записанные на диктофон его слова? Да и как опровергнуть название марки машины и ее VIN-код, факт угона машины и ее продажи, факт отказа правоохранительных органов разобраться в ситуации по существу и вернуть машину законному владельцу? Мы в замешательстве. Поэтому удовлетворить требования г-на Рамазанова о принесении извинений и публикации опровержения не можем.
Между тем параллельно с письмами Темиржана Рамазанова возникла реакция пресс-службы учреждения, в котором тот служит. Она неоднократно размещала в различных соцсетях свое сообщение, в котором помимо уже опубликованной нами информации о “законном приобретении” машины была и такая: “В числе прочего С. Киселев предполагает, что заместитель начальника УКП ДП на транспорте Темиржан Рамазанов, в настоящее время являющийся владельцем автомашины Toyota Venza, имеет родственные связи с жителями Костанайской области братьями Рамазановыми - Русланом и Жасланом, осужденными к различным срокам за совершение преступлений. По данному факту заявляем, что заместитель начальника УКП ДП на транспорте Рамазанов Темиржан Бакытович с вышеуказанными лицами является только однофамильцем, родственных связей не имеет”.
Жаль, конечно, что об этом не заявил сам г-н Рамазанов. И действительно, у нас нет и не может быть документов о его родственных связях. Добычей свидетельств о рождении либо каких-то еще личных документов мы не занимаемся. Именно поэтому, как совершенно верно указала пресс-служба, мы только предположили, что такая связь возможна. Кто кому и кем приходится в этом деле, совсем не важно.
Да, случилось интересное совпадение: уже третий человек по фамилии Рамазанов оказывается в неприятной ситуации с угнанной машиной. И даже тот факт, что некто по имени Темиржан Рамазанов (пусть не тот, а другой) несколько лет назад выступал в суде, где фигурировали его братья, никак не опровергает и не подтверждает сведений, изложенных в нашей публикации. Он просто дал нам еще один повод предположить, как верно подметила пресс-служба, что данной информацией должны заинтересоваться компетентные органы. Это уже их работа проверить и установить, что к чему и кто кому.
Наконец, не можем мы обойти вниманием утверждения о том, что г-н Рамазанов - “добросовестный приобретатель”. А существует ли судебный документ на этот счет? Насколько мы знаем, нет. Тем не менее факт добросовестности при таких-то неоднозначных обстоятельствах в деле угнанной машины должен быть установлен судом, не правда ли? Вот почему мы не утверждали в своей публикации, что замначальника управления кримполиции ДП на траспорте Рамазанов законный либо недобросовестный приобретатель и связан ли он как-то с автомафией.
Однако простых фактов того, что петербуржец Михайлов нашел свою машину в Казахстане и с чем ему здесь пришлось столкнуться, вполне достаточно, чтобы этой историей вплотную занялись правоохранительные органы. Но что же мы видим? Воз и ныне там.
Машину, купленную Рамазановым, никто не спешит обследовать. Следователи и эксперты, где вы? Ау! Осмотрите злосчастную “тойоту”, сделав это официально, гласно, в присутствии всех заинтересованных лиц. И мы обязательно опубликуем результат вашей работы. Сейчас же на двух чашах весов лежат только слова. С одной стороны, Михайлова о том, что он знает, у кого находится машина. С другой - Рамазанова, который предлагает верить в то, что он, высокий полицейский чин, купил автомобиль, при осмотре которого некий рядовой сотрудник полиции не увидел никаких следов перебивки номера двигателя.
Между прочим, Михайлов опубликовал в YouTube видеозапись неофициального осмотра машины с участием приглашенного эксперта. Это случилось на алматинском СТО, когда Евгений, выдав себя за потенциального покупателя, пытался с помощью полицейских арестовать машину. Вот фрагменты расшифровки речи специалиста: “Я дальше не буду ковырять. Номер явно изменен. Вот виден белый грунт. Это все неродное. Вот зачищенные швы вокруг VIN-кода. А если с нижней стороны залезть, то можно увидеть весь шов. Нужна хорошая экспертиза, которую можно использовать в суде”.
Так что ожидаем от правоохранительных органов нормальной деловой реакции, а не игнора. И уж тем паче не требований об опровержении. Сделайте свою работу! Кстати, все тот же г-н Рамазанов будет рад вам помочь. Как заявила пресс-служба, он “в случае возобновления уголовного дела готов оказать всестороннюю помощь в расследовании и привлечении виновных лиц к ответственности”.
Стас КИСЕЛЁВ, Костанай