4924

Тендер с летальным исходом

Когда новоявленный ипэшник выигрывает тендер на поставку товара, которого у него нет, случиться может всякое. Например, криминальная история с ложным доносом, мошенничеством, фальсификациями и самоубийством

Тендер  с летальным исходом

22 июня 2018 года житель Петропавловска, 56-летний водитель инкассаторской машины Сабит МАЛИКОВ, зарегистрировал ИП. А спустя несколько дней уже участвовал в тендерах. За свою недолгую карьеру на рынке госзакупок (она продлилась меньше пары месяцев) ИП успел выиграть шесть лотов: на поставку для Уалихановского РОВД бумажных конвертов на 4 тысячи тенге, на содержание модуля придорожного туалета на 540 тысяч, а еще четыре лота на поставку офисной бумаги в разные районы Северо-Казахстанской области: на ветстанцию, в центр соцобслуживания, на сельс­кохозяйственную опытную станцию и в тюрьму - всего на сумму около 650 тысяч тенге. Бумаги у новоявленного поставщика на момент заключения договоров и в помине не было. Более того, позже, когда Сабиту Маликову пришлось давать показания в суде, выяснилось, что и в госзакупках он мало что понимает: не смог рассказать, как находил заказчиков, как размещал заявки, и даже о том, на каком сайте все это происходит.

Зато во всем этом разобрался сын Сабита, следователь следственного управления североказахстанского областного департамента полиции Марат МАЛИКОВ. Именно его номер телефона был указан во всех договорах. И именно Марат отправился на поиски бумаги для заказчиков. Задачка была для опытных: найти нужный объем товара по нужной цене да еще и в сжатые сроки.

И тогда Маликов связался со своим бывшим коллегой Чингизом КАКИШЕВЫМ, который из органов уволился годом ранее и занимался такими же недорогими госзакупками через собственное ИП.

Чингиз Какишев.

 Чингиз дал Маликову номер телефона друга детства Дениса ФЕДОТОВА. Но в разговоре тот представился не своим именем, а предпринимателем Николаем ДУХНО из Костаная. Подтверж­дая легенду о том, что Духно живет в Костанае, а не в Петропавловске, за деньгами на бумагу пошла приятельница Федотова Алия АКТАЕВА.

Встреча проходила в нескольких метрах от здания областного департамента полиции: следователь Маликов делал бизнес, не сильно отвлекаясь от своей основной работы. Один миллион тенге Маликов передал Актаевой под расписку, в которой она подтверждала, что взяла деньги для передачи Николаю Духно.

Конечно, никакой офисной бумаги следователю Маликову из Костаная так и не привезли (потом горе-бизнесмен будет приз­нан недобросовестным поставщиком и с госзакупками завяжет). И тогда все свои претензии Маликов обрушил на Чингиза Какишева. Тот в свою очередь обратился к Федотову, а Федотов-Духно позвонил с извинениями Маликову и пообещал вернуть деньги в ближайшее время.

Но мы ведь помним, что Маликов не просто бизнесмен, а еще и следователь! Он едет в Костанай. Позже в суде он расскажет, что отправился туда как физическое лицо, без ведома начальства. Но в костанайской полиции корочку свою предъявил и получил полное содействие местного департамента в розыске Николая Духно. Тогда-то и выяснилось, что никто в Костанае бумагу Маликову не обещал. По приезде следователь заставил Чингиза Какишева написать заявление в полицию о мошенничестве в отношении неизвестных лиц. Об этом Маликов тоже, нисколько не смущаясь, рассказал в суде!

К расследованию дела о том, как у следователя Маликова умыкнули миллион тенге, написав предварительно расписку, подключили целую оперативно-розыскную группу! В нее вошли сотрудники того самого следственного отдела УВД Петропавловска, где еще год назад дознавателем работал Чингиз Какишев. И начались бесконечные “неотложные следственные действия”, в их числе и очная ставка между Федотовым и Какишевым.

И вот на этой очной ставке, которая состоялась поздним вечером без адвокатов, Федотов со свежим фингалом на лице рассказал о том, что все это придумал Какишев, а миллион тенге они втроем поделили между собой. Какишев с этими показаниями согласился. Потом почерковедческая экспертиза покажет, что свою подпись Какишев ставил “в стрессовом состоянии, неудобном положении”.

А на следующий вечер домой к Какишеву и его родителям пришел Марат Маликов.

- Он сказал, что завтра на Чингиза заведут два уголовных дела - о ложном доносе и мошенничестве, - рассказал отец Чингиза Совет КАКИШЕВ. - Марат знал, что я работал оперативником, потом руководителем отдела в органах финполиции, и понимал, как это все делается. Он даже в суде сказал: мол, вы многих ребят знаете, могли бы сделать так, чтобы мы не заводили дело. Это тактика загона человека под кого-то, чтобы я деньги платил. Но я тогда сказал: если Чингиз тебе должен миллион, я тебе эти деньги отдам в ближайшие дни.

Совет Какишев.

А утром после того вечернего разговора Совет обнаружил сына повешенным в своей комнате на спортивном снаряде. И в этот же день в полиции завели два обе­щанных Маликовым уголовных дела: о ложном доносе в отношении конкретного лица и о мошенничестве в группе лиц. А отец стал добиваться расследования дела о доведении до самоубийства и дела в отношении следователя Маликова о незаконном занятии предпринимательской деятельностью.

Стоит ли говорить, что первых два уголовных дела расследовали очень прытко. В деле о ложном доносе есть и заявление потерпевшего предпринимателя Духно (как мы помним, несуществующего!), и его показания, и новое заявление о том, что он не имеет претензий, и постановление о прекращении уголовного дела в отношении уже мертвого Какишева по нереабилитирующим основаниям.

Это постановление после долгих мытарств отцу все-таки удалось отменить, но логического завершения не случилось: за фальсификацию целого уголовного дела никто из сотрудников полиции так и не ответил.

Дело же о мошенничестве до суда дошло. В приговоре фактически организатором преступления назван уже мертвый Чингиз Какишев. А пострадавшим указан вовсе не следователь Маликов, а его отец! Федотов и Актаева как соучастники получили два и полтора года ограничения свободы соответственно. Но о том, что действия явно подгоняли под задачу, стало известно, когда приговор уже вступил в законную силу.

Совет Какишев дошел до Генеральной прокуратуры, чтобы добиться нового расследования в отношении сына. Слушания в суде длились полгода. Как раз на этом процессе и выяснилось, что отец Маликова ничего не смыслит в госзакупках, что предпринимателя Духно придумал Федотов, а не Какишев, что полицейские, расследуя дело о мошенничестве в таком широком составе, даже не стали выяснять, намеревались ли подозреваемые вернуть деньги, взятые под расписку. И главное, что протоколы очных ставок были подделаны!

- Обвинение строится на показаниях Маликова, Федотова и Актаевой, - сказал Совет Какишев. - Я пересмотрел все видеозаписи, прочитал все протоколы и обнаружил, что Алия Актаева неоднократно говорила, что не знала Чингиза Какишева, действовала по заданию Федотова. При этом в письменном протоколе везде, где она говорит про Федотова, дописано “и Какишева”. Я спросил на суде у следователя ТУЛЕУОВОЙ, зачем она так сделала. На что она сказала, что, может быть, не услышала ответа Актаевой и что она не обладает способностью стенографистки!

Шитое белыми нитками уголовное дело тем не менее на днях завершилось обвинительным приговором. Судья Петропавловского городского суда Тахмина СОБИРОВА предпочла не заметить логические нестыковки и банальную фальсификацию. Ведь укажи она это, пришлось бы отменять приговор в отношении Федотова и Актаевой да еще и разворошить целый отдел в полиции. А все фигуранты этого дела до сих пор при погонах.

Кроме одного-единственного Марата Маликова. Его все-таки уволили через три месяца после смерти Какишева, 6 декабря, в день рождения Чингиза. Так закончилось расследование, которое проводил уже антикоррупционный департамент. Но покинул службу следователь Маликов за дискредитацию звания, а вовсе не за незаконную предпринимательскую деятельность. Коррупционная статья затрагивала интересы непосредственного руководства Маликова, начальника следственного управления. А увольнять бастыка по такому поводу, видимо, не входило в планы департамента.

Сейчас Маликов оказывает юридические услуги. А легко отделавшийся в истории с миллионом за бумагу Денис Федотов все-таки получил реальный срок. В конце прошлого года его осудили за… мошенничество. Общаясь по телефону и вновь представляясь не собой, он узнавал у людей номера их банковских карт, данные удостоверений личности и брал на их имена займы в микрокредитных организациях.

А Совет Какишев спустя два года после смерти сына продолжает борьбу: впереди рассмотрение его апелляционной жалобы на приговор судьи Собировой.

Ульяна АШИМОВА, фото автора и из архива Какишевых, Петропавловск

Поделиться
Класснуть

Свежее