Вина доказана, а наказать некого
Столичный суд из-за грубейших процессуальных нарушений оправдал высокопоставленного полицейского, чья вина была полностью доказана.
Судья Алматинского райсуда Нур-Султана Нуржан МЕЛЬДЕБАЕВ признал невиновными подозреваемых, поскольку уголовное дело в их отношении было начато с ошибочной регистрации. Удача улыбнулась бывшему заместителю командира полка столичного департамента полиции Мурату НАКЕШЕВУ и его приятелю Дархану КУМПЕЙСОВУ. Их обвинили в хищении талонов на топливо почти на 1,5 миллиона тенге. Следствию удалось собрать убедительные доказательства - нашлись свидетели, которые участвовали в передаче талонов и их реализации, но в итоге суд пришел к выводу, что действия сотрудников антикора были незаконными.
Как выяснилось в суде, расследование в отношении Мурата Накешева началось после того, как в антикоррупционную службу с заявлением обратилась сотрудница департамента полиции КЕНЖЕБАЕВА. Она указала, что стала свидетелем разговора, где как раз обсуждалась реализация талонов на бензин. Изначально топливо предполагалось заливать в служебные автомобили, но при помощи Накешева уходило на сторону. Помогал же ему в этом ранее судимый Дархан Кумпейсов.
Как установили борцы с коррупцией, Накешев передавал подельнику талоны, а тот продавал их через автозаправки. Следствию удалось установить кассиров АЗС, которые дали признательные показания и опознали Кумпейсова как мужчину, приносившего им на реализацию талоны. При этом с каждого проданного литра женщины оставляли себе по 20 тенге, а 150 отдавали посреднику. Причем объемы впечатляют - торговля шла тоннами.
Кроме того, антикор нашел в полиции сослуживца Накешева по фамилии КАДИРЖАНОВ, заменявшего его в период отпуска. Он подтвердил, что по поручению Накешева отдал Кумпейсову талоны на три тонны бензина и дизтоплива. То есть факт хищения подтвердился и здесь.
Более того, супруга Накешева внесла в кассу департамента полиции сумму, равную нанесенному ущербу. Как она сама объяснила, так ей посоветовали сделать в антикоре, чтобы смягчить наказание для ее мужа.
В общем, доказательств вины хватало, но суд выяснил, что следствие началось с грубейшей ошибки. После того как Кенжебаева обратилась с заявлением в антикор, дело нельзя было регистрировать в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Поскольку речь шла о хищении, заявление должно быть подкреплено подтверждающими документами, например, результатами аудиторского отчета. Без этих бумаг начинать расследование запрещено, по крайней мере, так указано в приказе генерального прокурора №89 от
19 сентября 2014 года “Об утверждении Правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований”.
В заявлении Кенжебаевой указано также, что речь идет о хищении, а дело завели по статье “Получение взятки”, что тоже является нарушением.
Опираясь на эти факты, судья Нуржан Мельдебаев признал незаконной регистрацию дела в ЕРДР и, соответственно, все полученные в ходе расследования доказательства недействительными. Более того, суд вынес частное постановление на имя председателя Агентства по противодействию коррупции Марата АХМЕТЖАНОВА и прокурора Нур-Султана Бауржана МЫРЗАКЕРОВА, в котором указано, что борцы с коррупцией допустили грубейшие нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, а надзорный орган за этим не уследил.
Приговор и частное постановление не вступили в законную силу.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы