6970

Труба не пройдёт

С АО “Каскор-Транссервис” сняты обвинения в нарушении антимонопольного законодательства

Труба не пройдёт

Весьма необычная ситуация развернулась вокруг этой компании - одной из крупнейших естественных монополий Западного Казахстана в железнодорожной сфере.

В апреле текущего года компания получила уведомление от департамента по защите и развитию конкуренции по Мангистауской области с требованием в 30-дневный срок выдать некоему ТОО технические условия на пересечение (прокол) железнодорожных путей нефтяным трубопроводом. В противном случае департамент пригрозил “Каскор-Транссервису” проведением антимонопольного расследования и привлечением к серьезной административной ответственности.

Таким образом, местный антимонопольный орган до проведения расследования обвинил перевозчика в злоупотреблении монопольным положением на рынке. Более того, на одном из актауских сайтов появилась статья, грубо дискредитирующая АО “Каскор-Транссервис”, со ссылкой на информацию, предоставленную областным департаментом.

В АО “Каскор-Транссервис” от происходящего пришли в недоумение. Как рассказал юрист, представляющий интересы этой компании, кандидат юридических наук Дмитрий БРАТУСЬ, полученное уведомление нарушает фундаментальные принципы гражданского, земельного, антимонопольного законодательства.

- Начнем с того, что деятельность перевозчика и организации, прокладывающей нефтяной трубопровод, никак не пересекается, эти хозяйствующие субъекты не являются конкурентами. Перевозка грузов, предоставление локомотивной тяги и поставка нефти - разные сферы рынка. О каком злоупотреблении монопольным положением может идти речь? Какое отношение к земельным отношениям имеет антимонопольный орган? Вообще-то, транзит нефти через территорию железнодорожного перевозчика мог бы приносить ему очень неплохой доход. Это понятно. Но не об этом беспокоится перевозчик, а о стабильном функционировании отрасли в регионе, техногенном и экологическом благополучии края, в котором АО “Каскор-Транссервис” успешно функционирует без малого 30 лет. Мы очень внимательно относимся ко всем нюансам. Железнодорожные пути, которые собственник нефтепровода намерен проколоть, расположены в зоне населенного пункта, являются основными, не стыковочными, не тупиковыми. По ним везут на экспорт и импорт стратегические грузы. Не дай бог, что-то случится (прорыв или протечка трубопровода). Весь регион останется без тепла и света, да и ценовые показатели по Казахстану поколеблются по многим товарным позициям. “Мина замедленного действия” под путями? Да еще в наш неспокойный век…

- Поговорим о правилах, - продолжает юрист. - Существуют строгие технологические стандарты, требования промышленной безопасности. У нас был печальный опыт, когда после одного такого самовольного прокола просел грунт, разошлось полотно, в результате пришлось останавливать движение поездов. Спор рассматривался в судах. Высшая судебная инстанция подтвердила нашу правоту: без согласия собственника железнодорожных путей захват его земли для прокладки трубопровода запрещен.

Причем, добавляет Дмитрий Братусь, мало запросить согласие у АО “Каскор-Транссервис”. Есть официально утвержденный регламент, список документов, который должен быть предоставлен для согласования работ по пересечению железнодорожного полотна. И этот список для всех один.

- Мало того что наши оппоненты никак не могут сформировать пакет документов для выдачи тех­условий на прокол, так еще и принципиальные параметры у них легко изменяются, что не вносит ясности в ситуацию. Изначально запрашивалось одобрение для прокладки магистрального трубопровода. После того как мы пояснили, что по закону о магистральном трубопроводе для строительства такого объекта нужно разрешение правительства, магистральный трубопровод вдруг (на бумаге, конечно) превратился в технологический, для которого никакого согласия правительства не требуется. Представьте себе разницу между магистральной трубой, скажем, сантиметров 90 в диаметре и, например, обычным водопроводом (диаметр 20-40 сантиметров). Как вы думаете, действительно ли инвестор готов на такие потери мощности? Мы, в частности, сильно сомневаемся. После подобных кардинальных изменений мы запросили актуальные параметры, уточняющие документы, - поясняет Дмитрий Братусь.

Между тем вопрос о правах собственника трубы на земельный участок, примыкающий к участку АО “Каскор-Транссервис”, остался открытым.

И вот тут совершенно неожиданно в эти отношения вмешался местный департамент, который направил АО “Каскор-Транссервис” антимонопольное уведомление, согласно которому компании необходимо согласовать технические условия по тем документам, которые были получены.

После этого АО “Каскор-Транссервис” обращается с жалобой в центральный антимонопольный орган и получает в высшей степени компетентное, очень адекватное и профессионально обоснованное решение: незаконное уведомление местного департамента отменить.

- Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан внимательно изучило нашу жалобу, запросило всю документацию и пришло к выводу о том, что порядок выдачи технических условий на прокол железнодорожных путей нарушен, АО “Кас­кор-Транссервис” не имеет права его изменять в интересах отдельно взятого хозяйствующего субъекта, земельные отношения к ведению антимонопольного органа не относятся и т. д. На днях прошла согласительная комиссия, в ходе которой эта административная позиция была подтверждена, - резюмирует Дмитрий Братусь.

Как будут развиваться отношения между двумя хозяйствующими субъектами, покажет время. Однако АО “Каскор-Транссервис” еще раз напоминает всем своим потенциальным партнерам, планирующим аналогичные проекты: экологическая и промышленная безопасность, жизнь и здоровье людей превыше всего! Пара лишних километров трубы в обход стоит того, чтобы жители всего региона чувствовали себя спокойно. Потрясения никому не нужны.

Сергей АЗАРОВ, Актау

Поделиться
Класснуть

Свежее