7139

Решение суда - не повод для свободы

Жителя Алматы четыре дня незаконно продержали под стражей

Решение суда -  не повод для свободы

На днях в Ауэзовском райсуде по уголовным делам огласили приговор в отношении бывшего подполковника полиции Джандоса ДЖАНГАЗИНА - экс-начальника отдела криминального розыска. 42-летний полицейский занимался поиском подозреваемых и преступников, пустившихся в бега, но в итоге сам угодил на скамью подсудимых. Как оказалось, высокопоставленный сотрудник правоохранительных органов незаконно отправил за решетку человека, просидевшего в следственном изоляторе четыре дня, несмотря на отсутствие каких-либо на то оснований. Позже проступок Джангазина квалифицировали как халатность, однако при более глубоком изучении этого дела стало очевидно, что виновен в случившемся не он один.

Как указано в приговоре суда, начальник отдела криминального розыска управления полиции

Ауэзовского района Джандос Джангазин получил от сотрудников пробации материал в отношении ранее судимого гражданина. После этого подполковник дал устное поручение своему подчиненному ТУРСЫНБЕКОВУ вынести постановление о заведении розыскного дела, где расписался сам и за опера, и за своего начальника. Позже разыскиваемый был задержан, а затем отправлен в следственный изолятор.

Как объяснил в суде Джангазин, он просто не заметил, что в полученных им материалах есть постановление суда, где черным по белому сказано: разыскивать и уж тем более брать под стражу того гражданина не надо. Проще говоря, суд отказал в санкцио­нировании меры пресечения человеку, которого искали полицейские. По словам подполковника, никакого преступления он не совершал, а просто устал из-за большого объема работы в период пандемии, вот и допустил оплошность.

Но гораздо интереснее то, что рассказали коллеги Джангазина. Например, начальник отдела службы пробации Ауэзовского района ОСПАНОВ заявил, что отсутствовал на работе, когда розыскной материал был направлен Джангазину. По его словам, отвечала за это дело инспектор ЕСКАЛИЕВА, но она уволилась, после чего бумаги передали инспектору ЖАКСЫБАЛАЕВОЙ.

Инспектор Жаксыбалаева сказала под присягой, что поручение направить розыскной материал ей дал заместитель начальника отдела службы пробации АЛЬЖАНОВ. При этом она признала, что сама документы не читала и не видела, а постановление суда прошло мимо нее.

Ее непосредственный руководитель Альжанов тоже дал показания и заявил, что никаких поручений он Жаксыбалаевой не давал. Наконец вызвали еще и инспектора отдела службы пробации Ескалиеву, но и она отрицала, что заводила розыскное дело. В общем, никто ни в чем не виноват.

Но судья Динара ДЖУЗБАЕВА очень хотела понять, почему все без исключения ответственные работники проглядели такой важный документ, как постановление суда, в том числе и в следственном изоляторе. Например, замес­титель дежурного помощника начальника СИЗО ИЛЬЯСОВ признал, что действительно принял 14 арестованных, в том числе и незаконно задержанного гражданина, но его дело не читал, постановление суда об отказе в санкционировании ареста не видел.

Коллеги Ильясова по СИЗО дали аналогичные показания - человек пришел, бумаги не посмотрели. Лишь сотрудница отдела специального учета изолятора КУРМАНБЕКОВА при заведении учетной карточки обратила внимание, что сидевший уже четыре дня мужчина на самом деле в розыск не объявлялся и его арест не санкционирован судом. Она и доложила об этом начальству.

Ну и логичный вопрос: а куда смотрели господа из прокуратуры, осуществляющей надзор за работой полиции? Старший прокурор отдела управления комитета по правовой статис­тике и специальным учетам ЖУСУПОВ розыскной материал видел, но постановление суда не заметил.

В итоге мужчину отпустили на свободу, после того как Джангазин, перепроверяя документы, наткнулся на то самое постановление и “не поверил своим глазам” - так подполковник сказал во время судебного заседания. Он тут же побежал к руководству, а потом рванул в СИЗО освобож­дать арестованного, просидевшего в камере четыре дня.

В итоге Джандос Джангазин был признан судом виновным в халатности и получил год ограничения свободы. Вот такая ирония судьбы - теперь ему предстоит встать на учет в отдел службы пробации. Кстати, на этом история не заканчивается, в отношении сотрудников изолятора, департамента полиции и прокуратуры дело выделено в отдельное производство.

Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть