4028

На чужом горе

Заместитель директора “Специализированный комбинат ритуальных услуг Алматы” придумал, как зарабатывать деньги на погребении умерших от Covid-19

На чужом горе

Коронавирусная инфекция не только изменила образ жизни миллионов казахстанцев, но еще и открыла новые возможности для наиболее сообразительных прощелыг. Это они торгуют пас­портами вакцинации и берут взятки, находясь в составе специальных мониторинговых групп. Но 38-летний Есбол НУСУПОВ пошел дальше всех. Он не стеснялся брать деньги у родственников умерших от коронавируса за похороны по религиозным и национальным традициям. Стоила такая услуга от 20 до 70 тысяч тенге.

Первые заболевшие и умершие от Сovid-19 появились в Казах­стане весной 2020 года, а уже летом в стране стал наблюдаться дефицит лекарств и мест в больницах. Резкий скачок смерт­ности привел к тому, что даже хоронить жертв “короны” власти требовали в рамках специального протокола - в цинковом гробу с обязательной обработкой тела дезинфицирующими веществами, с минимальным количеством близких на церемонии прощания.

Некоторых наших соотечест­венников такие проводы в последний путь не устраивали, поэтому они начали искать варианты, как бы похоронить своих усопших родственников согласно религиозным и национальным традициям. Например, в ковре, а не в гробу. И чтобы на кладбище отвозили покойного не в старой “газели”, а в ритуальном “мерседесе”. И желательно без сотрудников полиции, контролирующих ход похорон…

С этими мыслями люди приходили в алматинский морг, что в Калкамане, где их встречал заместитель директора ТОО “Специализированный комбинат ритуальных услуг города Алматы” Есбол Нусупов. Он всегда понимающе кивал головой и демонстрировал, что уважает чувства верующих и готов войти в их положение. А за помощь в организации “правильной” церемонии прощания Есбол Куандыкович просил не так уж и много - от 20 до 70 тысяч.

В общей сложности, пока за ним не пришли, Нусупов облапошил шесть человек. Быть может, “клиентов” на самом деле было больше, но потерпевшими признаны только шестеро. Почему же облапошил? А все дело в том, что согласно алгоритму захоронения умерших от Covid-19, утвержденному главным государственным санитарным врачом летом 2020 года, совсем не обязательно хоронить усопших в цинковых гробах - в последний путь их можно проводить в саване.

Более того, государство не запрещает родственникам забрать тело и упокоить его в рамках своих обычаев. Обязательное условие заключается в дезинфицирующей обработке трупа в морге. Также государство взяло на себя все расходы по погребению - то есть умерших от ковида хоронят за счет бюджета. Специально для этих целей акимат выделил дополнительные средства, поэтому услуги Нусупова и его коллег уже были оплачены и не было необходимости пополнять личный счет замдиректора ритуального комбината.

Таким образом, Есбол Нусупов просто воспользовался подвернувшейся возможностью и положил к себе в карман более 200 тысяч тенге - и это только та сумма, что была установлена в ходе расследования. Действия менеджера оценили по статье “мошенничество”. Он мог получить за шесть эпизодов от трех до семи лет лишения свободы, но в итоге отделался условным сроком. Наурызбайский райсуд учел, что Нусупов погасил ущерб всем потерпевшим и раскаялся. Он рассказал также, что деньги потратил на своих коллег-копателей - покупал им еду, алкоголь и антисептики. Вот такой заботливый аферист - одним помогал похоронить родственников по-человечески, а другим еще и стол поминальный накрывал…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть