Нет человека - есть проблема
В Серебрянске Восточно-Казахстанской области чиновники косвенно оказались виновны в гибели человека, которого задавило бетонной плитой. А все потому, что они неправильно провели госзакупки и пустили на самотек снос полуразрушенной многоэтажки. И это при том, что дом, подлежавший демонтажу, находился прямо под окнами местного акимата.
В небольшом Серебрянске, впрочем, как и в других мелких и крупных населенных пунктах региона, до сих пор красуются полуразрушенные многоэтажки, которые либо не достроили еще в советское время, либо забросили, расселив из них немногочисленных жильцов. В общем-то, на заброшки власти мало обращают внимание, хотя они представляют опасность: нередко там играют дети. Стоят да стоят, никому не мешают. Но тут другой случай - полуразрушенная четырехэтажка на 32 квартиры красовалась аккурат под окнами акимата Серебрянска.
В апреле 2020 года из районной администрации спустили в акимат города поручение: снести дом, а образовавшийся пустырь благоустроить. Тогдашний аким Серебрянска Сергей ГОРДИЕНКО тут же взял под козырек. Акимат объявил конкурс о госзакупках на проведение сноса, но почему-то по специфике “Благоустройство территории в Серебрянске”.

Договор о госзакупках, не связанных со строительством (это важная деталь), был заключен с ТОО “СТБ Проект”. Однако в товариществе всю черную работу решили выполнить чужими руками. ТОО дало объявление о поиске спецов по сносу строений. Узнав об этом от знакомого, демонтаж вызвался осуществить житель Усть-Каменогорска Досхан КУДАБАЕВ, который, к слову, имеет высшее педагогическое образование. Он подключает своего брата и двух приятелей, и мужчины едут в Серебрянск, чтобы за два месяца заработать в общей сложности 3 500 000 тенге.
В течение семи дней все шло как по маслу, но затем случилась трагедия: на рабочего рухнула железобетонная плита. Выяснилось, что она не была усилена поддерживающими конструкциями. Под многотонной махиной мужчина погиб мгновенно.
Встал вопрос: кто в этом виноват?
По версии следствия, им оказался именно Кудабаев. Дескать, он нарушил правила безопасности ведения строительных работ. Во время судебного следствия Досхан Кудабаев начал отпираться и сказал, что он, естественно, никакой инструктаж не проводил, поскольку не считал себя работодателем, а договор подряда с ним якобы был заключен задним числом, только после несчастного случая... В общем, Кудабаев стал подозреваемым.
Однако суд №2 района Алтай его оправдал. Во-первых, по договору с акиматом ТОО “СТБ-проект” не имело права передавать свои обязательства кому-либо без согласия заказчика. Во-вторых, привлечение субподрядчика не освобождает товарищество от материальной и иной ответственности.
“У Кудабаева нет специального образования в области строительства и лицензии на осуществление строительной деятельности. Следовательно, с ним не мог быть заключен договор подряда и он не может являться ответственным за безопасность строительных работ на указанном объекте”, - пришли к выводу в суде.
Кроме того, по данным суда, следствие не удосужилось проверить, правда ли договор с Кудабаевым был заключен задним числом. В основу обвинения также был положен акт расследования несчастного случая. Трудовой инспектор, не утруждая себя опросом очевидцев, осмотрел место происшествия спустя пять дней и указал стопроцентную вину Кудабаева в смерти человека. Что, в общем-то, тоже удивительно: зачастую родственникам погибших на производстве приходится долго и упорно доказывать, в том числе в суде, вину работодателя.
Суд заключил, что следствие было проведено с обвинительным уклоном, и оправдал Кудабаева. Однако этому воспротивились брат погибшего мужчины, прокуратура и, конечно же, ТОО “СТБ-проект”.
Областной суд, согласившись с апелляционными жалобами и ходатайствами, как раз таки принял во внимание тот самый договор подряда, который был заключен между товариществом и Кудабаевым, как руководителем бригады. И согласно которому он должен был принять меры по соблюдению правил техники безопасности и охраны труда. А то, что документ был оформлен задним числом, кроме самого подсудимого, никем и ничем не подтверждается.
Кудабаеву вынесли обвинительный приговор. Коллегия по уголовным делам облсуда назначила ему три года лишения свободы условно. Кроме того, в течение трех лет ему закрыт путь на какую-либо стройку. А что же чиновники? Они, как и все остальные фигуранты, остались ни при чем.
Напомним, акимат касательно сноса заброшки провел конкурс по госзакупкам с акцентом на благоустройство. Как говорил во время судебного разбирательства бывший аким Серебрянска Гордиенко, он считает, что снос четырехэтажного здания и строительство площадки не относятся к строительно-монтажным работам. И в остальном акимат, как заказчик, очень удобно самоустранился.
“Особых квалификационных требований к подрядчику не предъявлялось, так как все виды работ и их проведение определяет подрядчик в процессе выполнения. О том, что были привлечены субподрядчики, акимат не знал. Ход работы он не контролировал, так как считает, что подрядчик должен контролировать и выполнять все работы”, - приводятся в судебном документе показания Гордиенко.
Между тем специалист областного управления ГАСК, допрошенная в суде, пояснила, что снос здания - это как раз таки строительно-монтажные работы. Соответственно, должна быть разработана проектно-сметная документация с экспертизой. При сносе какого-либо здания необходимо все предусмотреть до мелочей: каким методом будет производиться разбор, в какой последовательности, не произойдет ли самообрушение какой-то конструкции и так далее. А прежде, естественно, заброшку нужно обследовать. Если бы все это было сделано, возможно, трагедии не произошло.
И еще одна немаловажная деталь, на которую обратила внимание представитель ГАСК: субподрядчик должен обладать такими же квалификационными требованиями, как и подрядчик. И здесь нельзя не согласиться с судом №2 района Алтай, который отметил, что “по установленным нарушениям закона, деяниям ответственных работников акимата Серебрянска и ТОО “СТБ проект” надлежащая правовая оценка не дана”.
Очень хочется, чтобы из этой ситуации хоть кто-то извлек урок: чиновники, которые плохо знают законодательство, сезонные работники, которые, подобно бригаде Кудабаева, берут шабашку, думая лишь о заработке, подрядчики, которые каким-то образом выигрывают госзакупки, но при этом часто не могут справиться с объемом работ своими силами.
А в Серебрянске, к слову, еще достаточно заброшенных многоэтажек, которые то тут то там зияют черными дырами вместо окон. И их постепенно планируется сносить согласно решению районного акима от 2018 года.
Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Елена СУПРУНОВА