22404

Почему они уходят?

Полицейский, покончивший жизнь самоубийством в гараже Аксуского отдела полиции, оставил предсмертное видео, обличающее вышестоящее полицейское руководство. Об этом сообщили родные погибшего майора. Похоже, далеко не все гладко в рядах павлодарских полицейских. За последние три года произошли уже три суицида среди сотрудников правоохранительных органов и одна попытка.

Почему они уходят?

Совсем недавно, в мае, в здании прокуратуры Железинского района старший следователь Рахим УНБАЕВ выстрелил себе в плечо. По версии родных, которую они огласили сразу после происшествия, полицейский не смог иным способом уберечь себя от издевательств нетрезвых прокуроров (см. “Ты прокурора уважаешь?”, “Время” от 27.5.2021 г.). Правда, впоследствии заместитель прокурора Павлодарской области Марлен СЛАМБЕКОВ, опираясь на данные как минимум двух экспертиз, заявил, что его сельские коллеги, на глазах которых произошел самострел, были трезвы как стеклышко. Но их все равно почему-то уволили (см. “Уволенные без вины?”, “Время” от 23.6.2021 г.).

И вот теперь еще одна семья полицейского понесла невосполнимую утрату. 

5 июля в гараже Аксуского отдела полиции повесился первый заместитель начальника отдела полиции Аксу Аспандияр АЙТКАЗИН.

Это был первый день отпуска офицера. Он вышел из дома около часа дня, сказав семье, что скоро вернется. Но больше его живым домочадцы - жена и трое несовершеннолетних детей 16, 7 и 3 лет - не видели.

- Аспандияр был трудоголиком и очень много времени проводил на службе. Это я рассказываю потому, что мы, его семья, давно привыкли, что даже в отпуске он мог доделывать какие-то свои рабочие дела, - вспоминает родственница Аспандияра Асемгуль СМАГУЛОВА. - Вот и в тот день его супруга Мейрамгуль была уверена: муж поехал на работу. Обычно она никогда его не тревожила телефонными звонками, чтобы не мешать. Но в тот день как будто что-то предчувствовала.

Мейрамгуль несколько раз пыталась дозвониться до супруга. Сначала шли просто длинные гудки, а затем телефон оказался отключенным.

- Город у нас маленький, я в течение дня несколько раз проезжала мимо отдела полиции и видела на стоянке машину Аспандияра, - продолжает рассказ Асемгуль. - Когда сестра ближе к вечеру мне позвонила и сообщила, что не может дозвониться до мужа, я ее успокоила, что он на работе.

Прошло еще несколько часов тревожного ожидания. В 11 вечера Мейрамгуль написала коллегам Аспандияра, спрашивая, не видели ли они его. Подчиненные первого заместителя начальника городского отдела полиции по камерам видеонаблюдения установили, что их руководитель еще днем взял ключи от служебного гаража и больше из него не выходил. На стуки в дверь никто не отзывался. Полицейский посмотрел в замочную скважину и сразу же вызвал опергруппу.

- Когда мы в час ночи приехали в Аксуский отдел полиции, там уже работали оперативники. На телефоне Аспандияра была установлена блокировка, поэтому полицейские не смогли до нашего приезда просмотреть его последние звонки и сообщения. Я ввела пароль и разблокировала сотовый. В нем оказалась видеозапись продолжительностью в 31 секунду. Он сделал ее в 13.12. Аспандияр рассказал, что ему угрожают, и сообщил, что если с ним что-нибудь случится, то виноват в этом будет начальник управления криминальной полиции департамента полиции Павлодарской области, и отчетливо назвал его фамилию и имя, - продолжает Асемгуль.

Естественно, телефон погибшего офицера приобщили к материалам уголовного дела. Известно, что в полиции начали досудебное расследование по статье 105 (“доведение до самоубийства”) Уголовного кодекса.

- Сделать копию с видеозаписи нам не позволили, ссылаясь на тайну следствия. Видеозапись, конечно, запротоколировали. Но мы опасаемся, что ее могут уничтожить, - заявляет родственница погибшего, - уж слишком часто в последняя время полицейские Павлодарской области стали совершать суициды.

Мейрамгуль Айтказина записала видеообращение к президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с просьбой взять под личный контроль расследование причин смерти своего мужа. Женщина рассказала и о предсмерт­ном видео, обличающем руководителей павлодарского департамента полиции, и о том, что с начала года вышестоящие начальники на постоянной основе подвергали унижениям своего подчиненного.

Если это видео будет каким-то образом уничтожено, а родные Аспандияра Айтказина такую возможность не исключают, то и это дело, как и все предыдущие суициды среди полицейских, может быть закрыто за отсутствием состава преступления.

Когда 5 апреля этого года на лестничной площадке в своем подъезде повесился 37-летний начальник инс­пекции по личному составу УСБ департамента полиции Павлодарской области Нуржан АЙТЧАНОВ, причиной трагедии назвали семейные неурядицы. В факте суицида 34-летнего замес­тителя начальника отдела полиции Павлодарского района Руслана ОСПАНОВА, случившегося 19 сентября 2019 года, тоже не усмотрели состава преступления. Ни в одном из этих случаев родные не смогли ничего добиться, хотя беременная жена Руслана Оспанова и его брат были уверены: на суицид он решился из-за угроз вышестоящего начальства.

Родные Аспандияра Айтказина говорят, что пойдут до конца, чтобы виновные в его смерти были наказаны, тем более что на них указал сам погибший.

- Мы намерены выяснить, что на самом деле происходит в правоохранительных органах Павлодарской области, где один за другим сводят счеты с жизнью полицейские, - говорит Асемгуль Смагулова.

Тем временем первый заместитель начальника ДП Павлодарской области Жаскайрат КАИРОВ считает, что в его ведомстве ничего плохого не происходит. На брифинге на тему профилактики правонарушений на вопрос о том, как он оценивает обстановку в коллективе, спикер ответил, что обстановка нормальная, рабочая. И предвосхищая другие возможные вопросы по этому факту, резюмировал, что “больше, кроме уже известных подробностей, ему добавить пока нечего”.

Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Павлодар

Поделиться
Класснуть