11166

Материнский долг

Как растрата десятков миллионов тенге отправила 37-летнего мужчину за решетку, а его мама и бывший сотрудник прокуратуры погрязли в многочисленных судебных разбирательствах

Материнский долг
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

Весной в Казыбекбийском райсуде Караганды прозвучал приговор по делу Сакена РАХТАЕВА, бывшего сотрудника компании, владеющей десятками газозаправок по всей области. Как установило следствие, нерадивый работник сумел отправить налево огромное количество топлива - недостача превысила 76 миллионов тенге. Суд внимательно изучил доказательную базу, признал 37-летнего мужчину виновным в растрате имущества и отмерил ему семь лет заключения. Но сейчас это дело рассматривает апелляционная инстанция Карагандинского облсуда, где заново исследуют документы, предоставленные стороной защиты. Хотя осужденный три года назад признался в хищениях, написал две расписки о возмещении ущерба и даже передал хозяину фирмы три объекта недвижимости в счет погашения долга! Правда, потом вокруг самого ценного актива начали происходить странные события...

Сакен Рахтаев был уличен в хищениях в ТОО “Управление газового хозяйства ГАЗOIL” в 2017 году и сразу же пообещал, что вернет все 76 539 739 тенге - именно такую сумму выявила внутренняя проверка. К лету 2018-го стало понятно, что выполнять обязательства бывший работник компании не спешил, поэтому его попросили документально подтвердить свои помыслы. В первой расписке, собственноручно написанной Рахтаевым в августе 2018 года, он прямо указывает: обязуюсь вернуть деньги, прошу не возбуждать на меня уголовное дело.

После этого Сакен передал владельцу фирмы две квартиры в Караганде, а его мама Шолпан НУРГАЛИЕВА с согласия супруга, отца фигуранта дела, переписала на представителя бизнесмена небольшой домик в столице. Сделку по дому оформили у нотариуса договором купли-продажи 8 февраля 2019 года. После этого появилась еще одна расписка их сына - он письменно пообещал закрыть разницу между стоимостью недвижимости и суммой растраты.

Ну а потом мама растратчика передумала. Во второй половине 2019 года Шолпан Нургалиева обратилась в Есильский райсуд столицы по гражданским делам, требуя признать недействительным договор купли-продажи своего дома. В исковом заявлении она указала, что фактически не продавала свой актив, а отдала его в качестве гаранта погашения долга, цена объекта занижена, а покупатель никаких денег ей не платил.

Судья Акмарал ИСАЕВА согласилась с этими доводами, указав, что законодательство не запрещает погашать долги имуществом, но нужно оформлять отступной договор, а не договор купли-продажи. На этом основании соглашение было признано недействительным. Это решение вступило в силу, поскольку ответчик выехал за границу и не успел его обжаловать.

Но спустя время ему удалось восстановить срок и обратиться в апелляционную инстанцию. В горсуде Нур-Султана взглянули на спор иначе. В апелляции изу­чили расписки Сакена Рахтаева и пришли к выводу, что он действительно является должником газозаправочной компании, и сделку оформили именно для возмещения ущерба. На этом основании решение первой инстанции отменили, и дело отправили на новое рассмотрение.

Дальше еще интереснее. При новом рассмотрении мама должника Шолпан Нургалиева попросила суд… оставить свой иск без рассмотрения. Но почему?

А все очень просто. Пока столичные суды разбирались, что же делать с договором купли-продажи Нургалиевой от 8 февраля 2019 года, она спокойно продала свой дом еще один раз - некоему Зейнулле САРСЕНБЕКОВУ, заплатившему за недвижимость 38 миллионов тенге. Почему бы и нет? Отмененное апелляцией решение успело вступить в силу.

Пришлось первому покупателю дома идти в суд еще раз. По его версии, на самом деле Нургалиева не продавала дом Сарсенбекову, а лишь оформила бумаги, чтобы спасти актив от отчуждения. Ведь продавец вместе с мужем даже никуда не переезжали, они остались жить в уже проданной недвижимости.

На этот раз суд встал полностью на сторону продавца Нургалиевой и покупателя №2 Сарсенбекова. Они утверждали, что сделка самая что ни на есть настоящая, деньги за дом передавали в присутствии нотариуса, а тот факт, что продавец продолжает пользоваться уже не принадлежащим ему имуществом, покупатель №2 объяснил очень просто: объект он приобрел для сына, проходящего службу в армии, а вот когда он вернется, тогда и заселится. Пока же дом сдан в аренду Нургалиевой.

И вообще, Сарсенбеков ничего не знал о судебных разбирательствах вокруг актива и уж тем более о растрате 76 миллионов, совершенной сыном Нургалиевой, он просто купил дом. Поэтому Есильский райсуд не нашел оснований для отмены договора между Нургалиевой и Сарсенбековым, а в горсуде Нур-Султана решение оставили без изменений.

Вроде бы все понятно: вот продавец, вот покупатель, вот вам сделка. Все честь по чести. Все, да не все. Из открытых источников известно, что ранее господин Сарсенбеков носил синий китель и даже расследовал громкое дело, связанное с жилым комплексом “Бесоба” в Караганде, где, если помните, в 2012 году рухнула многоэтажка.

Ну и что из этого? - спросите вы. Разве Нургалиеву и Сарсенбекова что-то или кто-то связывает? Да нет! Они точно не супруги, не брат и сестра, даже не сваты - их дети между собой не женаты. Но! У Шолпан есть родная сестра Сауле ШАУЕНОВА, известная в Карагандинской области бизнесвумен. И вот ведь какая неожиданность - Сауле Бактаевна в очень близких отношениях с Зейнуллой Мухаметжановичем. Иногда такую связь называют гражданским браком, иногда сожительством, хотя слово “любовь” подходит больше. У нас даже есть их совместная фотография (см. снимок) из изданной книги-автобиографии, где они трогательно держатся за руки.

И вот в свете этих обстоятельств возникает логичный вопрос: мог ли бывший сотрудник прокуратуры помочь сестренке своей дамы сердца, понарошку подписав некий договор? Да любой настоящий джентльмен и не на такое пойдет ради настоящей любви!

Правда, все эти движения отрицательно сказались на судьбе Сакена Рахтаева. Так и не погасив ущерб, он оказался за решеткой. Зато мама может быть спокойна - дом по сути остался в семье. А как же материнские чувства и т.д и т.п.? Выводы делайте сами. Одно понятно: не каждый на такое способен.

Мы о другом. В некотором роде жаль наших судей, ведь они вынуждены тратить столько времени - и в уголовном порядке, и в гражданских спорах, чтобы наказать человека, признавшего свою вину несколько лет назад и просившего не сажать его в тюрьму. А потерпевшему приходится проходить несколько кругов ада, чтобы вернуть назад свое имущество - он ведь доверился членам одной семьи, а они подвели его дважды. Ну и до конца непонятно, почему Карагандинский областной суд вдруг начал судебное следствие еще раз. Известны случаи, когда апелляция там занимает несколько минут, а тут уже затянулась почти на два месяца! А в общей сложности наши суды помогают Рахтаеву уклоняться от возмещения ущерба более трех лет…

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть