Кража без признаков хищения?
Трое жителей столицы присвоили прибыль дочерних компаний “Казахстан темир жолы” на 200 с лишним миллионов тенге
В Сарыаркинском райсуде столицы на днях огласили приговор по делу бывшего сотрудника “дочек” КТЖ, занимавшегося грузоперевозками, а также двух его подельников. Втроем они разработали механизм, благодаря которому сумели заработать почти 213 миллионов тенге. Однако суд посчитал, что в действиях всех троих мужчин нет признаков воровства или мошенничества - они лишь нанесли ущерб путем обмана без цели хищения. Соответственно, было избрано наказание - подсудимые могли получить от 5 до 10 лет лишения свободы, но в итоге проведут за решеткой по 2,5 года. В особенностях этого дела разбирался корреспондент “Времени”.
Свою преступную деятельность Адилет АБИЛЬМАЖИНОВ начал в 2018 году, когда трудился в АО “KTZ Express”. Это стопроцентная “дочка” “Казахстан темир жолы”, занимавшаяся на тот момент грузоперевозками. Абильмажинов отвечал за подготовку документации, высылаемой на станции, откуда выходит товар и куда направляется. Ни один вагон нельзя перевозить с места на место, не имея на руках специальной телеграммы.
В этой бумаге Абильмажинов и открыл для себя широкие возможности. Вместе с бывшим коллегой Данияром ТОГИСОВЫМ они решили, что смогут осуществлять услуги по перевозке грузов, а деньги забирать себе. Все, что для этого нужно, найти компанию-посредника, на счета которой переводилась бы оплата. Вот так в их компании появился бизнесмен Еркен ЖАБАЕВ, владелец ТОО “Даер ПВ”. Через эту фирму и шли деньги.
Схема была простая: логистические компании заключали с ТОО соглашения на перевозку грузов, после чего товары отправляли в нужном направлении. По идее, “Даер ПВ” обязано было производить оплату услуг АО “KTZ Express”, но в этом не было особой необходимости, поскольку от лица компании на станции уходили телеграммы с разрешением на перевозку. Эти документы штамповал Абильмажинов. В общей сложности дочерняя компания КТЖ потеряла благодаря деятельности своего сотрудника свыше 141 миллиона тенге.
В 2019 году грузоперевозки были переданы в ведение АО “Казтемиртранс” - это еще одна “дочка” КТЖ, туда же перешел на работу Адилет Абильмажинов. И здесь сценарий повторился - парень отправлял на станции фиктивные телеграммы, а деньги за перевозки получала посторонняя фирма. Пока обман не вскрылся, трое столичных ребят сумели заработать еще свыше 70 миллионов тенге.
Лишь после проведенного аудита выяснилось, что деньги, предназначенные квазигосударственным предприятиям за оказанные ими услуги, уходили на сторону. Проверка установила, что грузы отправляли по фиктивным документам, а слал телеграммы Абильмажинов. Когда же к нему пришли из правоохранительных органов, парень во всем сознался и рассказал, кто еще участвовал в этой афере.
В итоге следствие квалифицировало два эпизода Абильмажинова и Тогисова как мошенничество в особо крупном размере (часть 4 статьи 190 Уголовного кодекса), а другие деяния - как мошенничество в крупном размере. Жабаев пошел под суд как пособник этих преступлений.
Но вот что интересно: судья Ибрагим АЛЬКЕНОВ, разбиравшийся в нюансах этого дела, пришел к выводу, что действиям всех троих подсудимых дана неверная оценка. Поскольку по факту имущество обеих компаний осталось на месте, а они просто недополучили прибыль, обвинение необходимо переквалифицировать - так решил судья. И вместо 190-й статьи, по которой мошенники получили бы от 5 до 10 лет, Алькенов вменил им статью 195 (“причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения”).
В приговоре отдельного упоминания заслуживает раздел смягчающих и отягчающих обстоятельств. Все трое оказались хорошими людьми, помогавшими раскрыть совершенные ими же преступления, с отличными характеристиками и отсутствием судимостей. А вот отягчающих обстоятельств у них вообще не нашлось.
И даже несмотря на то что парни не погасили нанесенный ущерб, судья Алькенов счел возможным назначить им всего по 2,5 года лишения свободы. Честно говоря, так хочется, чтобы и к другим преступникам суд отнесся столь же гуманно. Ну нажились ребята на 200 миллионов, с кем не бывает? Приговор не вступил в законную силу.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы