39835

Переселились и прослезились

В то время как чиновники Восточного Казахстана “пряниками” заманивают в регион трудоспособных жителей Алматинской, Туркестанской областей и даже Нур-Султана, благодаря отдельным личностям программа переселения снискала дурную славу. Нескольким переселенцам пришлось вернуться в родные пенаты не солоно хлебавши. Кстати, в минувший четверг на заседании сената эту тему поднял депутат Алимжан КУРТАЕВ. По его мнению, переселенцы не имеют доступа к информации, акиматы командуют, где им селиться, жилищный вопрос не решается должным образом... Но есть и другие проблемы.

Переселились и прослезились
В 2019 году делегация из ВКО провела ярмарку вакансий в Туркестанской области.

В 2020 году областной департамент экономических расследований во время проведения оперативно-профилактического мероприятия (ОПМ) “Казына” выявил очередное хищение бюджетных средств в рамках госпрограммы. В частности, речь идет о программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы “Енбек”. Проект предполагает переселение людей из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные. К последним в том числе относится Восточный Казахстан.

Сотрудники управления занятости вместе с работодателями периодически выезжают в густонаселенные регионы и проводят там ярмарки вакансий. Судя по отчетности, чиновникам все же удается убедить людей перебраться на постоянное место жительства на восток страны. Переезжают, к примеру, из Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областей, а также из мегаполисов.

В 2019 году наверняка в положительную статистику о переселенцах включили и несколько человек, которые, будучи обманутыми, были вынуждены вернуться на свою малую родину. А приложил к этому руку 33-летний Мади ЕГЕМБЕРДИЕВ, который на тот момент проживал в Уланском районе Восточно-Казахстанской области.

Егембердиев, зарегистрировав ТОО “MJ&Companies” и став его директором, решил участвовать в программе “Енбек” как работодатель. Он предложил своим знакомым из южных регионов стать участниками программы и подал их документы в центр занятости Уланского района. Люди вместе с семьями согласились перебраться, что называется, на другой край географии - в поселок Касым Кайсенов, где им обещали работу менеджера, водителя, сварщика, повара и даже секретаря.

Каждый из них должен был получать зарплату 55 тысяч тенге в месяц и еще 60 тысяч в качестве компенсации за аренду жилья. По программе “Енбек” работодатель обязан трудоустроить участника на срок не менее трех лет, обеспечить жильем либо компенсацией по найму жилья сроком на год. Однако, как впоследствии установил суд, все переселенцы фактически в ТОО “MJ&Companies” не работали, жильем либо компенсацией по найму квартир их никто не обеспечивал.

Однако Мади Егембердиев, чтобы пустить пыль в глаза, некоторым все же выплачивал подъемные, но в размере гораздо меньшем, чем полагается, а остальную разницу попросту прикарманивал. В этом случае ущерб государству составил более 13 миллионов тенге.

Один из обманутых Егембердиевым переселенцев рассказывал в суде, что сорвался с насиженного места и отправился из Алматинской области в поселок Касым Кайсенов вместе с супругой, тремя детьми и матерью. Через два месяца людям пришлось вернуться в Алматы, поскольку Егембердиев не платил им зарплату.

Такую же аферу Егембердиев провернул в Глубоковском районе, создав здесь филиал ТОО “MJ&Companies”, директором которого стала его знакомая. На сей раз в центр занятости была подана заявка на шесть человек, желающих перебраться в поселок Глубокое и устроиться на должности повара, кассира, водителя, работника СТО, автомеханика…

Как установил суд, фактически эти люди в Глубокое не приезжали. Субсидии в размере больше шести миллионов тенге опять же осели в кармане ушлого предпринимателя. Кстати, некоторые из этих “переселенцев” говорили, что вообще не знают Егембердиева. А одна женщина рассказала, что недолго работала на базе отдыха “Окуньки” в Уланском районе, но когда ей перестали платить деньги, вернулась в Алматы.

Еще один “переселенец” в Глубокое, который по документам должен был работать водителем, поведал, что добровольно переехал в Усть-Каменогорск для работы актером в драмтеатре. На курсах предпринимательства он познакомился с Егембердиевым, и тот предложил ему заработок. Но не сложилось. Таким образом, с апреля по октябрь 2019 года Егембердиев, пользуясь доверчивостью людей, похитил почти 20 миллионов бюджетных тенге.

Суд первой инстанции признал Мади Егембердиева виновным по пункту 2 части 4 статьи 190 Уголовного кодекса (хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием своего служебного положения, неоднократно в особо крупном размере) и назначил шесть лет лишения свободы. А еще его пожизненно лишили права заниматься деятельностью, связанной с финансовыми взаимоотношениями с госорганами.

К слову, чиновники из центров занятости просили суд строго наказать Егембердиева. Только этим самым чиновникам даже в голову не приходит, что отчасти в разбазаривании бюджетных средств виноваты и они. Очевидно, что в погоне за показателями они подписывали документы, что называется, не глядя. Так, и. о. директора центра занятости Глубоковского района признался в суде, что этих переселенцев в центре он “никогда не видел и подписал социальные контракты, не убедившись в том, что участники программы “Енбек” находятся в поселке Глубокое”...

Вот и получается, что миллионы тенге Егембердиеву выдавали за здорово живешь.

Елена СУПРУНОВА, фото из соцсетей, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее