Безобразие на промышленной основе
В последнее время у руководства страны накопилось много вопросов к индийскому инвестору Лакшми Митталу. На прошлой неделе собственник ArcelorMittal был на приеме у главы государства и премьер-министра, где наконец-то представил план модернизации производства и взял на себя обязательства по улучшению экологической ситуации в Карагандинской области. Судя по всему, миллиардер, неожиданно прибывший в Казахстан, получил последнее предупреждение...

Недавно на территории металлургического комбината АО “АрселорМиттал Темиртау” (АМТ) погиб работник подрядной организации. Его раздавило выталкивающей штангой на коксовой батарее №2. Особого ажиотажа это печальное известие не вызвало, поскольку, как ни прискорбно осознавать, никого уже не удивляет периодичность разнообразных ЧП на этом предприятии. Они ожидаемы и в каком-то смысле закономерны: при работе на устаревшем оборудовании в давно не видевших капитального ремонта помещениях уповать на полноценное соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности просто нелепо.
Только вдумайтесь: порядка 60-70 процентов оборудования “Арселора” используется более 25 лет! То есть иностранный инвестор после прихода на казахстанский рынок его практически не менял и не модернизировал. Оттого-то на АМТ все регулярно рассыпается, рушится, ломается, взрывается или горит. Понятно, что металлургия и добыча угля - занятия по умолчанию рискованные, поэтому большое внимание должно уделяться технике безопасности. Но как придерживаться ее норм, если в любой момент какая-нибудь рухлядь может выйти из строя и причинить вред имуществу предприятия, а что еще хуже - людям?
По подсчетам мажилисмена Альберта РАУ, за последние пять лет на “АрселорМиттал Темиртау” произошло 25 серьезных аварий. Если же отмечать мелкие происшествия, то вообще со счета можно сбиться. Шахтеры и металлурги идут на работу, как в горячую точку: не известно, вернутся ли живыми и невредимыми домой к своим семьям.

Приведем несколько свежих примеров. В январе на шахте им. Ленина случился выброс метана, один человек погиб и двое пострадали. В феврале слетел в кювет служебный автобус, который вез горняков на шахту “Казахстанская”, пострадали девять человек. В марте в рудном департаменте еще один работник погиб под колесами БелАЗа. В том же месяце на рабочем месте скончался горнорабочий шахты “Саранская”, и при взрыве емкости с краской на Темиртауской ТЭЦ-2 получили серьезные ожоги два человека, одного из них медики спасти не смогли. Добавьте к этому пожар на наклонном конвейере шахты “Саранская”, когда 348 горняков пришлось срочно выводить на поверхность. Ну а если углубиться в историю чрезвычайных происшествий в этой компании, то и вовсе становится грустно: число жертв различных аварий приближается к полутора сотням. И, по всей вероятности, поток несчастий еще не скоро остановится.
В законе есть четкая трактовка понятия “промышленная безопасность”. Это состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия производственных факторов. Как видно из приведенных выше примеров, с защищенностью сотрудников на АМТ большие проблемы. Добавьте сюда нешуточное загрязнение атмосферы, и вообще получится убойный коктейль. Притом вред распространяется не только на трудящихся непосредственно на территории металлургического комбината работяг, но и на жителей окрестностей.
Особенно это заметно зимой, когда снег в Темиртау окрашивается в черный цвет. Так было в феврале, когда случился очередной мощный выброс отравляющих природу веществ. В момент продувки на конвертере №2 обрушилась налипшая на стенках пресс-скруббера пыль, и в воздух поднялись клубы розового дыма. После этого Минэкологии провело на предприятии внеплановую проверку, по результатам которой выяснилось, что “Арселор” нарушил правила эксплуатации системы улавливания и очистки отходящих газов. И произошло это опять же из-за неудовлетворительного состояния оборудования, поэтому конвертер №2 остановили для проведения капитального ремонта. К слову, комиссия проверила еще восемь цехов АМТ, в семи из которых тоже нашла разнообразные нарушения. В итоге меткомбинат был оштрафован на миллиард тенге.

Складывается впечатление, что эта сумма для компании-инвестора отнюдь не делает погоды. В 2015 году ее оштрафовали за несоблюдение экологических требований на 1,7 млрд. Спустя три года она раскошелилась за схожие нарушения на 600 млн, а потом заплатила в госказну 1,4 “ярда”. Скорее всего, арселоровцы готовы легко расстаться со столь незначительными для бюджета их предприятия суммами. Ведь на модернизацию оборудования придется угрохать куда больше денег. А она им, судя по всему, не очень-то и нужна.
Нет, топ-менеджмент, конечно, всякий раз обещает нашим чиновникам много чего хорошего: и обновить оборудование, и снизить уровень загрязнения окружающей среды на 30 процентов к 2024-2025 годам, и высадить в Темиртау в течение пяти лет 500 тыс. деревьев, и привести в порядок ломающуюся каждую зиму ТЭЦ-2. Правда, зачастую руководство компании только обещает, потому что четкого плана воплощения в реальность этих грандиозных замыслов у него нет.
Взять хотя бы деревья. В условиях карагандинского резко континентального климата для посадки саженцев есть всего пара подходящих месяцев в году. Путем простых арифметических расчетов приходим к выводу, что в эти короткие периоды ежедневно придется сажать свыше полутора тысяч деревьев. Это где столько свободных рук найти? Генеральный директор “АрселорМиттал Темиртау” Биджу НАИР во время январской встречи с министром экологии Магзумом МИРЗАГАЛИЕВЫМ признал, что вряд ли уложится в срок, если инвестору на помощь не придут… неправительственные организации!

- Мы хотим выполнить этот проект с помощью НПО, чтобы они могли дальше обслуживать эти деревья, - помечтал г-н Наир.
Однако пока не известно, как много таких организаций хотят прийти на помощь металлургическо-угольному гиганту.
Уменьшения вредных выбросов, похоже, тоже не случится в срок. На очередной встрече с Магзумом Мирзагалиевым, состоявшейся 20 апреля, гендиректор “Арселора” вдруг начал ссылаться на отсутствие достаточного количества газа. Будто бы уже состоялся полный перевод работы предприятия с угля на голубое топливо. Хотя в реальности на меткомбинате еще и инфраструктуры никакой для получения и распределения этого газа нет! Тем не менее Наир пообещал, что компания примет некие альтернативные экологические меры и инвестирует в улучшение состояния окружающей среды 380 млн долларов.
Между тем на “АрселорМиттал Темиртау” продолжается проверка, которую после февральской аварии на ТЭЦ-2 предписал аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК. Специалисты из промбеза, энергонадзора и прокуратуры наверняка по ее итогам выпишут очередной штраф. Видимо, дальнейшие события будут развиваться по уже привычному сценарию, когда чиновники продолжат публично твердить о строгом контроле, а арселоровцы отделаются малой кровью.

Но интересно другое. Как долго еще продержатся хлипкие активы АМТ, прежде чем окончательно превратятся в прах? И действительно ли инвестор, тот, кто должен вкладывать средства в развитие меткомбината и шахт и превращать их в процветающие предприятия, достойно их содержит или попросту выкачивает из основательно подгнившего лимона последние соки? Почему с ним бесконечно долго нянчатся, вместо того чтобы заставить соблюдать казахстанские законы? И что будет с регионом, если в один злосчастный момент этот инвестор соберет пожитки и отбудет восвояси? Ведь, как отмечал мажилисмен Альберт Рау, подобные сюжеты уже разыгрывались в Польше, Алжире, Тринидаде и других странах. Не хватало только одного - государственной помощи на восстановление промышленного хозяйства и трудоустройство оставшихся без работы людей.
Ирина МОСКОВКА, фото с сайта Минэкологии и из соцсетей, Караганда