Несчастная Рада
История молодой женщины-иностранки, которую несовершеннолетней шесть лет удерживали в рабстве в Алматы.
По словам Рады (фамилию по ее просьбе и этическим соображениям мы не называем), она родилась и выросла в Узбекистане. В 11-летнем возрасте вместе с матерью и бабушкой приехала из Ташкента в Алматы.
- Мы жили на фазендах, работали, - рассказывает Рада. - Потом мать нас бросила. Мы выживали как могли…
Как-то бабушка Рады познакомилась с семьей, у которой был свой небольшой бизнес, и стала у них кем-то вроде домработницы, а девочка торговала носками на их точке на базаре. Какое-то время они жили на съемной квартире, но затем “благодетели” поселили их у себя в частном доме.
Хозяева, по словам Рады, вели себя с ней и бабушкой очень грубо, заставляя делать черную работу. Например, девочке поручали кормить собак - в доме держали около 15-20 алабаев, которых она очень боялась. Но самое страшное не это, а то, что 24-летний сын хозяев по имени Алымжан (его фамилия в интересах следствия не разглашается) положил глаз на 12-летнего ребенка.
- Их сын меня каждый день насиловал, - повествует Рада. - Его матери я об этом говорила, но она никак не реагировала. В 14 лет я забеременела. Они отвезли мою бабушку к ее знакомым, не сказав, что я беременна. Общаться с ней запрещали. Если бабушка звонила по видеосвязи, то хозяева контролировали, чтобы она видела только мою голову. Когда начались схватки, меня отвезли в роддом.
Не без осложнений Рада родила дочь. Судя по всему, хозяевам молодой мамы удалось договориться с медиками, потому что из роддома девочку забрала семья Алымжана, и все вернулось на круги своя. В 16 лет Рада родила сына. На этот раз врачи все-таки обратились в полицию, однако стражи порядка особого рвения в установлении обстоятельств, при которых она забеременела, не проявили. Им представили Раду как гулящую, неизвестно от кого забеременевшую оторву, и эта версия, видимо, вполне удовлетворила полицейских. А сама мама-девочка рассказать правду не решилась, так как мать Алымжана напугала Раду, что ее отдадут в детдом или депортируют из страны, а детей отберут.
Второй ребенок Рады постоянно болел и через три месяца умер. Ее хозяевам вновь удалось договориться с кем нужно, и скончавшегося малыша тихо похоронили.
После этого, по словам Рады, житья ей совсем не стало. Алымжан постоянно ее избивал, сломал ей нос, и она наконец решилась на побег. Но все ее попытки оканчивались неудачей - мужчина ловил ее и возвращал домой. К тому же у нее не было документов, да и попросту некуда было идти.
- Я не хотела с ним жить, просила не трогать меня... У меня все болело, я об этом ему говорила. Но он отвечал так: “А я что, должен гулять где-то? Ты живешь со мной, я тебя кормлю, одеваю-обуваю; ты моя жена, спать со мной - твоя обязанность...” Если я сопротивлялась, он меня избивал. И мне приходилось терпеть.
Эта семья удерживала Раду в общей сложности шесть лет. Когда ей исполнилось 18, она устроилась работать на автомойку, где подружилась с администратором и рассказала ей свою историю. Та посоветовала обратиться в общественный фонд “НеМолчи”.
Там молодой женщине помогли написать заявление в полицию, с помощью стражей порядка ей удалось вернуть себе дочь. Затем общественники совместно с узбекскими коллегами собрали Раде деньги на поездку в Ташкент, где она справила документы себе, дочери и бабушке, после чего вернулась в Алматы, чтобы участвовать в следственных действиях.
Сейчас Алымжан, которому уже 31 год, находится под арестом, в отношении его ведется следствие по статье 122 (“половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста”) Уголовного кодекса. Бабушка Рады тоже под следствием, ее подозревают в укрывательстве преступления. А вот в отношении родителей Алымжана дело не возбуждалось, и они, по словам Рады, оказывают на нее давление.
- Его отец просит, чтобы я написала расписку, что у нас все было по обоюдному согласию и я к нему претензий не имею, - говорит женщина. - Они хотят, чтобы ему дали срок поменьше или даже условный. А я отказываюсь. Но мне страшно, я боюсь за свою жизнь!..
Директор общественного фонда “НеМолчиДетиKZ” Алмат МУХАМЕДЖАНОВ считает, что надо возбуждать уголовное дело и по другим статьям - родители Алымжана тоже должны понести наказание:
- По нашему мнению, здесь были сговор и соучастие, равнодушие и халатность, и этому есть доказательства. Мы будем настаивать на переквалификации дела. Мы будем настаивать, чтобы действия всех участников этой истории получили правовую оценку.
Сейчас Рада живет с дочерью на автомойке. Она мечтает получить гражданство Казахстана, обзавестись в нашей стране собственным жильем, наконец-то выучиться, ведь она закончила всего один класс начальной школы! Но прежде всего молодая женщина хочет пролечиться - после всего пережитого у нее серьезные проблемы со здоровьем.
- Я благодарю всех казахстанцев, которые собрали мне около миллиона тенге (сбор денег инициировал ОФ “НеМолчи”. - М. А.)! - отметила Рада. - На них я начну новую жизнь. Я хочу стать поваром и работать в этой сфере. Но главное - я хочу обеспечить будущее своему ребенку, чтобы у нее жизнь сложилась не так, как у меня.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы