Осторожно, харассмент!
В преддверии Международного женского дня состоялась онлайн-конференция, посвященная одной из наиболее актуальных на сегодняшний день тем - введению ответственности за сексуальные домогательства.
Во многих странах мира это явление уже давно под запретом - в списке практически все страны Европы, Северной и Южной Америки, Австралия и даже большинство африканских стран.
В Казахстане статьи за сексуальные домогательства в Уголовном кодексе или Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) нет, но, по словам юриста Аяжан ОЙРАТОВОЙ, наказать пристающего все-таки можно. Например, если речь идет о харассменте на рабочем месте (а домогательства чаще всего происходят именно на работе), то статья 52 Трудового кодекса предусматривает расторжение трудового договора по инициативе работодателя при “совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы”.
- Но мы считаем, что аморальный поступок - это достаточно широкое понятие, и оно может трактоваться по-разному разными работодателями, - сказала Аяжан Ойратова. - Опять же, статья может использоваться только в отношении лиц, которые выполняют воспитательные функции. Но, например, в учебном заведении работают не только лица, выполняющие такие функции, там есть и административные работники. И уволить их по этой статье уже невозможно.
Кроме того, в КоАП есть статьи 90 (допущение дискриминации в сфере труда) и 434 (мелкое хулиганство). Первая предусматривает наказание в виде штрафа от 30 до 200 МРП, по второй максимальное наказание - арест до 15 суток.
- Судебная практика по статье 434 КоАП не изобилует делами, и в открытом доступе я смогла ознакомиться только с одним постановлением, - рассказала адвокат Эльвира БОХАНОВА. - Там лицо было признано виновным по части 1 статьи 434, в том числе за оскорбительное приставание к физическим лицам. Это был покупатель магазина. Продавец обратилась к заявлением в полицию, был составлен протокол. Дело поступило в суд, который в результате пришел к выводу, что вина покупателя полностью доказана: он нецензурно выражался в адрес продавца, оскорблял и оскорбительно приставал. В базе данных судебных актов было найдено еще одно дело, но оно закрыто для публикации.
Наряду с этим в начале 2020 года вступили в силу поправки к статье 409 (нарушение законодательства в области образования, физической культуры и спорта) КоАП, предусматривающие наказание за “проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций”. За подобные действия можно схлопотать штраф до 30 МРП, при совершении их повторно в течение года после наложения адмвзыскания - до 40 МРП либо арест на срок до 5 суток. Если это делает несовершеннолетний, ответственность несут его родители.
Летом прошлого года в КоАП появилась также статья 80-1 (воспрепятствование законной деятельности медицинских и (или) фармацевтических работников), запрещающая проявлять неуважение к медикам и фармацевтам при исполнении ими своих должностных обязанностей, “выраженное в нецензурной брани, демонстрации неприличных жестов (знаков) и предметов, в том числе с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, непристойном поведении, оскорбительном приставании”. Эти действия влекут солидный штраф либо арест на срок до 15 суток.
- Насколько мы знаем, по этой статье дел еще нет, - заметила юрист Ойратова. - Хотя в целом демонстрация неприличных жестов, оскорбительное приставание - это формулировки, которые должны быть использованы, когда мы говорим о сексуальных домогательствах. И отделять педагогов и медицинских работников от другого населения будет неправильно.
Что касается уголовной ответственности, то домогательства, по мнению юристов, могут подпадать под статьи 293 (хулиганство) и 123 (понуждение к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера) УК, по которым в зависимости от обстоятельств дела можно получить до семи лет лишения свободы. Правда, на практике последняя статья применяется очень редко.
Адвокат Боханова со ссылкой на данные департамента по обеспечению деятельности судов Верховного суда сообщила, что в 2015-2020 годах суды рассмотрели всего 16 дел по уголовной статье 123, из которых восемь были прекращены. По остальным восьми были вынесены приговоры, причем в пяти случаях из них потерпевшими были несовершеннолетние. При этом только в одном случае подсудимый получил реальный срок - пять лет лишения свободы, да и то с учетом имевшейся у него непогашенной судимости. Во всех остальных случаях в качестве наказания были назначены штрафы в размере от 250 до 500 МРП, общественные работы и ограничение свободы на один год.
В целом, по мнению Эльвиры Бохановой, законодательство в этой сфере у нас недостаточное, несмотря на наличие всех вышеперечисленных норм. Во-первых, Казахстан до сих пор не ратифицировал международную конвенцию о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье. Конечно, наши граждане могут, пройдя все инстанции внутри страны, обращаться в Комитет ООН правам человека, как это сделала, например, жительница Костанайской области Анна БЕЛОУСОВА, жаловавшаяся на домогательства со стороны директора школы, в которой она работала. Комитет признал нарушение ее прав и вынес ряд рекомендаций, однако их исполнение не носит императивного характера и зависит лишь от доброй воли самого государства.
Во-вторых, доказать сам факт сексуальных домогательств очень сложно, поскольку в таких случаях чаще всего нет ни свидетелей, ни материальных доказательств. Полиция и прокуратура сбором доказательств чаще всего пренебрегают, для самостоятельных действий у жертв не хватает знаний, опыта и ресурсов, а зачастую воли и решимости. Поэтому дела чаще всего разваливаются еще на стадии расследования, хотя и судебное разбирательство, как видно из приведенной выше статистики, не гарантирует вынесения приговора. А между тем, если факт домогательств не будет доказан, человек, против которого выдвигалось обвинение, вполне может написать на жертву заявление за ложный донос. И наказание по этой статье куда более суровое - до 12 лет лишения свободы!
- Статья 419 УК (заведомо ложный донос) является препятствием для реализации права на доступ к правосудию, так как от потерпевшего требуется подписание предупреждения об ответственности за ложный донос, - сказала Эльвира Боханова.
В завершение конференции ее организаторы - представители общественного фонда “Центр исследования правовой политики” - поделились результатами опроса на тему введения ответственности за сексуальные домогательства. За то, чтобы была отдельная соответствующая статья в Уголовном кодексе, высказались 60 процентов респондентов. При этом 77 процентов опрошенных считают, что термин на русском языке должен звучать именно как “сексуальные домогательства”, а не “харассмент” или как-то еще. Что касается казахского языка, то 59 процентов респондентов высказались за определение “жыныстыќ бопсалау”.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы