5806

Долг ценой в 15 лет

Павлодарца, взявшегося за ружье, чтобы напугать должника, хотят наказать как насильника или реального убийцу. При том, что суд еще в октябре прошлого года освободил его от уголовной ответственности в связи с примирением сторон. Однако прокуроры намерены опротестовать это решение суда и просят дать стрелку 15 лет лишения свободы.

Долг ценой в 15 лет
Иллюстративное фото Владимира ЗАИКИНА.

Мадияр МАКАШОВ и Жаслан ДОС­МУХАМБЕТОВ были друзьями. Не сказать, что закадычные - знали друг друга года четыре, но когда один попросил другого материально выручить его в трудной жизненной ситуации, приятель не отказал.

Правда, у самого Мадияра нужной Жаслану суммы не было. А помочь почему-то ну очень хотелось. И молодой человек не нашел иного способа, как занять деньги у третьих лиц под залог автомобилей. Машины принадлежали Жаслану, но были оформлены на других людей.

В общей сложности Мадияр занял для друга 1,4 миллиона тенге, оставив в залоге два его автомобиля, каждый из которых оценили в 700 тысяч тенге. Никаких расписок приятели составлять не стали.

- Мой супруг полностью полагался на дружеские отношения со своим приятелем, - пытается сейчас объяснить поступок Мадияра его жена Тогжан МАКАШОВА.

Когда пришло время возвращать долг, Жаслан вдруг объявил, что не собирается этого делать. То ли мужчина действительно находился в трудной финансовой ситуации, то ли считал, что в счет долга уйдут залоговые машины. Вот только кредиторы требовали наличные.

- Мадияр столько раз просил друга выполнить свои долговые обязательства. И все безрезультатно! - вспоминает Тогжан Макашова.

Как оказалось, деньги для Жаслана занимались под проценты. На 7 апреля прошлого года уже набежало 250 тысяч тенге сверх долга.

В тот день Мадияр снова позвонил приятелю с просьбой рассчитаться с долгом и сообщил, что возвращает ему его залоговые автомобили, поскольку займодатель не хочет принимать их в качестве погашения долга. Жаслан пригласил приятеля домой для разговора. Но переговоры ни к чему не привели. И тогда Мадияр решил бывшего друга припугнуть. Он уехал, а через час вернулся с охотничьим ружьем.

Выяснение отношений между двумя бывшими друзьями попало на видео, кадры из которого облетели все городские паблики. Как было видно из этого “кино”, человек, вышедший из автомобиля, произвел два выстрела - один с левой, другой с правой стороны от того, кто вышел из подъезда. Жаслан, естественно, поспешил скрыться в подъезде. Туда же с ружьем забежал и стрелок. Что происходило внутри дома, камера не запечатлела. Это уже следователи воссоздавали по показаниям подсудимого и потерпевшего. По материалам уголовного дела выходило, что, оказавшись в подъезде, Мадияр потребовал у Жаслана возврата долга “завтра же”. После этого инициатор стрельбы скрылся с места преступления на том же автомобиле, на котором приехал.

- Супруг имеет третью группу инвалидности по зрению, я нахожусь в декрете. Не было никакого умысла убийства, - говорит жена подсудимого. - Кто бы потом деньги отдал?

О том же вела речь на суде и адвокат Мадияра Гульмира КАЖИЕВА, апеллируя к тому, что не стал бы ее подзащитный требовать возврата долга на следующий день, если бы действительно хотел убить. Цель была напугать, и не более того.

Но самое главное - на суде потерпевший дал показания об отсутствии угрозы убийства и признался, что сам довел ситуацию до случившегося. Подсудимый извинился перед потерпевшим за свой противоправный порыв, после чего Жаслан письменно попросил судью прекратить уголовное дело в отношении Мадияра ввиду примирения сторон.

Специализированным межрайонным судом по уголовным делам Павлодарской области Мадияр Макашов был признан виновным по статье “самоуправство”. К нему применили статью 68 Уголовного кодекса, согласно которой “лицо, совершившее уголовный проступок небольшой или средней тяжести, не связанный с причинением смерти, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред”.

Мадияра Макашова освободили из-под стражи сразу же после оглашения приговора. Было это в октябре прошлого года. А совсем недавно стало известно, что апелляционная коллегия удовлетворила ходатайство прокуроров о внесении протеста на решение суда. Последние не согласились с вердиктом присяжных заседателей, посчитав, что человек, взяв в руки огнестрельное оружие и нажав на курок, пусть даже не с целью убийства, не может быть осужден за самоуправство.

С подачи надзорников Мадияру Макашову инкриминируются теперь две статьи Уголовного кодекса - 24, часть 3, и 99, часть 2, пункт 9 (“покушение на убийство из хулиганских побуждений”). При этом наказание для виновника стрельбы на улице Короленко в Павлодаре просят самое суровое - 15 лет лишения свободы. Такое же, какое в Казахстане назначается убийцам и насильникам.

Долг в 1,65 миллиона тенге с учетом просрочки кредиторам отдали родные Макашова, когда он еще находился в СИЗО. Истинный долж­ник своих долговых обязательств так и не выполнил, хотя бывшие в залоге два его автомобиля Мадияр вернул. Сам он сейчас находится в стационаре, где проходит лечение по поводу закрытой черепно-мозговой травмы, полученной в результате падения.

- За что моего мужа хотят посадить на 15 лет? Он никого не убил, не ограбил, он лишь пытался получить назад деньги, которые занял, чтобы выручить друга, - спрашивает Тогжан.

Ну а если без эмоций, то сам факт выстрела из ружья, безусловно, должен повлечь наказание. Друзья не друзья, примирились не примирились - не важно! Нельзя доказывать свою правоту с помощью оружия, если только речь не идет о самообороне. Другое дело, что наказание за проступок должно быть адекватным и учитывать все обстоятельства дела. С 15 годами лишения свободы, которые прокуроры просят у суда для обвиняемого, на наш взгляд, явный перебор…

Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Павлодар

Поделиться
Класснуть