11551

Полезли в бутылку

Кто покушался на жизнь директора компании, торгующей алкоголем, и при чем здесь коньяк “Казахстан”?

Полезли в бутылку

В конце ноября в Алматы произошло преступление, типичное для лихих девяностых: рядом с офисом ТОО Win Alco Group в собственном автомобиле был расстрелян директор компании Валентин ЛАБЕЦКИЙ. Неизвестный мужчина открыл дверь машины и трижды выстрелил в Лабецкого, сидевшего за рулем. Можно сказать, бизнесмен чудом остался жив.

Позднее стрелок был задержан и уже дал показания, согласно которым стрельба про­изошла из-за давнего конфликта, случившегося на дороге. Впрочем, именно так чаще всего заявляют нанятые киллеры: дескать, такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что кушать не могу, поэтому и решил припугнуть заклятого врага. Но ни в коем случае не убивать. Кто же на самом деле мог желать смерти бизнесмену? Мы изучили работу ТОО Win Alco Group и выяснили, с кем именно у компании длительное время были конфликты и разногласия.

Шумиху вокруг попытки убийства Валентина Лабецкого первым поднял телеграм-канал “Нехабар”, сообщивший о случившемся в начале декабря. Позже инцидент прокомментировали в департаменте полиции Алматы, подтвердив, что стрельба действительно была в последних числах ноября. Других официальных подробностей нет, но нам удалось выяснить кое-что любопытное.

Полицейские в этот раз сработали профессионально и по горячим следам задержали 31-летнего стрелка Куаныша МОЛДАХМЕТОВА, а также его предполагаемого подельника. Как рассказывает наш источник, оба соучастника дают одинаковые показания. Якобы Молдахметов примерно 6-7 месяцев назад не поделил дорогу с “мазерати”, за рулем которой сидел Лабецкий. Затаив злобу, он проследил, куда поехал Валентин, так и узнал о месте его работы. А за несколько дней до расправы случайно нашел на улице пистолет, тут же вспомнил про своего обидчика и решил его наказать.

История не нова - обычно так при поимке заявляют профессиональные киллеры, пытаясь свести всю ситуацию к бытовому конфликту или личной неприязни. Ну какое же может быть заказное убийство, если два парня просто зацепились на дороге, а потом тот, что поменьше ростом, неожиданно нашел валявшийся в траве (снегу, грязи) “Макаров”?

Но эта версия легко разваливается, если учесть два момента. Во-первых, сидевший за рулем “мазерати” Валентин Лабецкий никак не мог управлять автомобилем 6-7 месяцев назад просто потому, что с момента его устройства на работу в ТОО Win Alco Group прошло лишь пять месяцев. Это легко проверить - достаточно взглянуть на справку обо всех регистрационных действиях юрлица на сайте электронного правительства. Ну а во-вторых, фирма приобрела “мазерати” позже описываемых стрелком событий. В общем, легенда о дорожных разборках никак не поддается логике.

Так зачем же мужчина вдруг решил расстрелять из боевого оружия Лабецкого? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, чем именно занимается компания, в которой он работает.

ТОО Win Alco Group зарегистрировано летом прошлого года и специализируется, судя по данным еGov.kz, на оптовой торговле товарами широкого ассортимента. Хотя, в принципе, даже по названию понятно, что фирма продает алкоголь. У компании три учредителя, чьи фамилии вряд ли дадут пищу для размышления широкому кругу читателей.

Гораздо интереснее другое юрлицо, зарегистрированное по тому же адресу, что и ТОО Win Alco Group. Речь идет о ТОО Global Wine Distribution. У двух компаний совпадает один из учредителей, а учитывая, что они сидят в одном двух­этажном здании, можно сделать предположение, что компании между собой связаны. Тем более у Global Wine Distribution прописана конкретная деятельность в документации - оптовая торговля напитками в торговых объектах площадью менее двух тысяч квадратных метров. Фактически речь идет об одном бизнесе, разбитом на разные юрлица.

И вот именно у Global Wine Distribution уже длительное время тлеет конфликт с одним из самых известных и крупных производителей алкоголя в стране - акционерным обществом “Бахус”, которым управляет семья КАРАПЕТЯН. Недопонимание между двумя компаниями связано с торговой маркой коньяка “Казахстан”. 40-градусная жидкость с таким названием выпускается на заводе АО “Бахус”. И еще свой горячительный напиток под этой маркой официально зарегистрирован в госорганах за ТОО Global Wine Distribution. Словом, таких товарных знаков у компании даже два. Так что другие варианты “Казахстана” разливают в Алматинской области, на производстве ТОО “Винзавод Дионис”.

Как поступают в цивилизованных странах, когда возникает вот такое столкновение интересов? Либо пытаются договориться, либо идут в суд. Но в АО “Бахус” решили поступить иначе. Компания в частном порядке обратилась в ТОО “Центр независимой экспертизы, оценки и права” - фирмочку, которая не является государственной экспертизой, а оказывает услуги всем желающим. Директор ТОО Гульназ АЛАЕВА сделала заключение, что этикетки двух “Казахстанов” разных производителей “сходны до степени смешения”, то есть практически идентичны.

Вооружившись этой бумагой, “Бахус” начал обращаться в департаменты юстиции разных регионов, требуя проводить проверки и изымать коньяк, выпущенный ТОО “Винзавод Дионис”, чтобы в последующем привлекать к административной ответственности продавцов за незаконное использование чужого товарного знака.

В 2019 году по стране прокатилась волна судебных разбирательств с магазинами, торговавшими коньяком под брендом “Казахстан”. Привлекали в качестве одной из сторон и ТОО Global Wine Distribution, назначались дополнительные экспертизы, которые давали разные заключения о схожести этикеток, но все же в большинстве случаев суды вставали на сторону госорганов, действовавших по заявлениям “Бахуса”.

Юристы Global Wine Distribution пытались оспорить заключение частного специалиста Гульназ Алаевой, но алматинские суды по существу в вопросе не разбирались. Например, в Бостандыкском райсуде прекратили производство по гражданскому делу на том основании, что заключение Алаевой “не влечет для истца каких-либо юридически значимых последствий”. Алматинский городской суд с этим решением согласился. Оба суда проигнорировали тот факт, что у крупного предприятия возникли серьезные трудности из-за бумажки, подписанной руководителем частной компании с громким названием “Центр независимой экспертизы, оценки и права”. По сути, любой желающий, как и Гульназ Алаева, может зарегистрировать на себя фирму, назвать ее, например, “самая точная экспертиза во Вселенной” и выдавать справки - например, о схожести этикеток “до степени смешения”. Важный момент: независимый специалист не несет уголовной ответственности за ложное заключение в отличие от государственного экс­перта.

А еще ТОО Global Wine Distribution обложили проверками госорганы, и в первую очередь налоговики. В один день на предприятие зашли аж 11 человек из департамента госдоходов, чтобы найти хоть какие-то нарушения за последние пять лет. Разумеется, нашли, изъяли, наказали. Пришли не зря.

Ну а потом давление как-то само собой сошло на нет. Судебные разбирательства закончились, а может, просто из-за пандемии, карантина и всего прочего разборки по поводу этикеток отошли на задний план. Ну или, возможно, кто-то придумал другой способ выяснения отношений.

Конечно, кто-то может сказать, что овчинка выделки не стоит. Ну разве стоит начинать стрельбу, как в девяностых, из-за коричневой жидкости стоимостью 1000-1500 тенге за бутылку? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать один важный фактор. В Казахстане ежегодно производят, по разным данным, от 12 до 14 миллионов литров коньяка. То есть выпускают 25-28 миллионов бутылок, из которых значительная часть - с этикеткой “Казахстан”. Годовой оборот составляет от 25 до 40 миллиардов тенге. За такие деньги могут начать стрелять, как думаете?

Понятно, что это всего лишь версия. Но очень хочется узнать, куда в итоге вырулит расследование: остановится на бытовой версии с дорожным конфликтом и случайно найденным на улице пистолетом или все-таки попытается копнуть глубже?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из соцсетей , Алматы

Поделиться
Класснуть