6844

Узнали по походке

Следствие считает, что замкомандира воинской части в Талдыкоргане расстрелял его сослуживец

Узнали по походке

В военном суде в Алматы идет процесс по резонансному преступлению - убийству заместителя командира воинской части 48386 Рустама ДЖАНЫКБАЕВА. Если выводы следствия будут доказаны Фемидой, то это будет уже второй случай за последнее время, когда армейские начальники гибнут по причине неуставных взаимоотношений между... не солдатами - офицерами! Первый случай был не менее громким - убийство военкома Алматинской области полковника Бердибека БЕРИСТЕМОВА, которого застрелил в служебном кабинете его зам Аскар ОСПАНОВ из-за неоднократных издевательств и оскорблений.

Почти год назад заместитель командира части по материально-техническому обеспечению Рустам ДЖАНЫКБАЕВ был убит выстрелом в голову в двух шагах от дома. Ни мотивов, ни предполагаемого преступника быстро вычислить не удалось. Ясно было только, что незнакомого вооруженного человека офицер близко к себе не подпустил бы. Поэтому поиски начались с ближайшего окружения.

У жертвы остались двое детей, престарелый отец и жена. Она была допрошена одной из первых. И вот женщина, несмотря на сверхположительные характеристики командования воинской части, не стала утаивать, что погибший был далеко не ангелом - для него рукоприкладство являлось обычным делом.

После ее показаний первым под подозрение следователей талдыкорганского отдела криминальной полиции попал парень, с которым женщина общалась еще до замужества. Оказывается, у погибшего были с ним стычки. А однажды, когда молодой мужчина поздравил эсэмэской жену Джаныкбаева с рождением сына, офицер даже избил его.

Но у парня оказалось железное алиби. Он в день преступления был в Алматы. Нашлось много свидетелей, с которыми он встречался в тот вечер. Да и данные по биллингу сотового телефона подтверждали его показания.

А в воинской части продолжали настаивать на том, что погибший ни с кем неприязненных отношений не имел. Следствие ненадолго зашло в тупик.

Не каждый день на улицах Талдыкоргана расстреливают заместителей командиров воинских частей. Поэтому преступление сразу попало на особый контроль руководства области и областной полиции. Глава региона Амандык БАТАЛОВ и тогдашний начальник департамента полиции Алматинской области Мурат УРУМХАНОВ распорядились проанализировать видео со всех имеющихся в городе камер наружного наблюдения.

В результате этой кропотливой работы выяснилось, что, возможно, в 17.53 в объектив попал тот, кто нужен следствию. Мужчина в черной куртке, с опущенным на лицо капюшоном какое-то время простоял под деревом, расположенным недалеко от дома потерпевшего. На второй камере его не было видно, но она зафиксировала в 18.47 вспышку на месте преступления.

Вновь мужчина появляется на видео в 18.50. С места преступления он бежит в сторону села Еркин. Далее в поле зрения он появляется возле заправки, расположенной рядом с микрорайоном “9-я площадка”. Но его лицо ни одна камера не запечатлела. Не получилось установить и то, куда зашел предполагаемый убийца.

После этого удалось понять марш­рут подозреваемого, который прочесали вдоль и поперек солдаты-срочники. И не зря. Недалеко от реки Каратал нашли куртку темного цвета. Мужчина после совершения преступления попытался от нее избавиться. Но тем самым, наоборот, помог полиции выйти на след.

Оперативники в кармане куртки обнаружили улику, которая привела к обвиняемому. Правда, не сразу.

Это была рукописная книжка из 47 листов с сурами “Ясинь”, “Ыклас” и “Фатиха” из Корана. От частого пользования рукопись была настолько изношена, что владелец священного писания аккуратно обернул ее школьной тет­радкой, а сверху заклеил скотчем. “Олимпиада жеімпазы 2013 жыл”, “Маятас ауылы бұйрыќ” - было написано на обратной стороне тет­радки.

Вот только аула Маятас в регионе не было…

Полицейские проверили все аулы с таким названием, отправили запросы во все управления образования страны. Владельца тетради нашли аж в пригородном селе возле Шымкента. То есть было похоже на заказное убийство прибывшим из другого региона киллером…

Следователи в надежде найти какую-то зацепку часто навещали в/ч 48386. Во время одного из таких визитов показали сослуживцам Рустама видео с городских камер.

Мужская половина коллектива воинской части ничего особенного в видеонарезке не заметила. А вот женщина, начальник одного из отделов, в человеке, покидавшем место убийства, узнала подчиненного Джаныкбаева. И знаете по каким приметам? Мужчина имел косолапую походку. Только женщина могла запомнить такие детали! А еще одна военнослужащая-женщина вспомнила, что косолапый капитан Нуржан ИРСИМБЕТОВ вечером после гибели замкомандира несколько раз демонстративно появлялся в поле зрения видеокамер части, словно пытался создать себе алиби. Еще и в дежурную часть полиции позвонил аноним, сообщивший, что погибший часто придирался к Ирсимбетову...

К этому времени начали приходить ответы из управлений образования на запросы полиции. Так выяснилось, что жена Ирсимбетова работала в маятасской школе завучем по воспитательной работе.

И в тех же краях тогда еще старший лейтенант полиции Нуржан Ирсимбетов до призыва в 2017 году в армию и переезда в Талдыкорган служил в отделе внутренних дел Южно-Казахстанской области, где пользовался уважением среди личного состава.

Но даже под неопровержимыми уликами мужчина не сразу признался в содеянном. Полицейские решили сделать почерковедческую экспертизу рукописи с сурами. Они были уверены, что священное писание переписал сам подозреваемый. И чутье их не подвело. Результат был положительный.

И тогда парня прорвало. Он до мельчайших подробностей рассказал полицейским об издевательствах и унижениях, которые, по его показаниям, он эти три года терпел от Джаныкбаева. Говорил, что погибший заставлял его писать бесконечные объяснительные, грозил, что не станет продлевать ему контракт, который заканчивался в феврале 2020 года, для дальнейшего прохождения службы. А однаж­ды в присутствии личного состава избил его с особой жестокостью. В последующем побои стали носить систематический характер.

В слезах мужчина написал чистосердечное признание и показал полицейским место у реки Каратал, куда выбросил ружье 16-го калибра.

Военный суд Алматинского гарнизона еще не вынес приговор по данному делу. Напомним, что в вышеупомянутом подобном преступлении убийца получил два года лишения свободы, так как суд посчитал, что убийство было совершено в состоянии аффекта… А общее в этих двух преступлениях то, что офицеры не пишут заявлений в военную полицию о фактах неуставных взаимоотношений, а сразу хватаются за оружие.

Айтолкын АХМЕТОВА, фото из семейного архива Рустама ДЖАНЫКБАЕВА, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть