3412

Нехорошо сидим!

Осужденные в Казахстане вполне могут получать достойную зарплату за свой труд. И не в виде редких исключений, а как само собой разумеющееся, как непреложное правило. Если бы от сегодняшней системы КУИС не разило нафталином…

Нехорошо сидим!

Работодатели всегда стремились и стремятся удешевить производство с помощью недорогой рабочей силы. А сейчас, когда пандемия коронавируса катком прошлась по мировой экономике, это почти что спасательный круг. До развитых стран, которые открывают свои филиалы в странах неразвитых, где рабочие руки не обходятся так дорого, Казахстану еще далеко. Остаются места не столь отдаленные.

С точки зрения кризис-менеджмента, именно сейчас, в период пандемии, казахстанские колонии с их сотнями тысяч квадратных метров свободных производственных площадей выиграли джекпот.

“Сегодня в казахстанских исправительных учреждениях имеется 390 тысяч квадратных метров производственных площадей, из которых 110 тысяч квадратов свободны. На свободные метры мы готовы пригласить любого предпринимателя, который готов трудоустроить осужденных и платить заработную плату…” - из выступления замес­тителя председателя комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК Ескали САЛАМАТОВА на “круглом столе” с участием Палаты предпринимателей Нур-Султана в феврале этого года.

Это прекрасная возможность сегодняшний 40-процентный показатель трудоустроенности осужденных довести до образцового, к чему стремится руководство КУИС, когда речь заходит о социализации тех, кто попал за колючую проволоку.

На совещаниях работники комитета уголовно-исполнительной системы признают, что трудоустройство осужденных - это не только гарантия исполнения гражданских исков, но и возможность накопить на честную жизнь после отбытия наказания. А на деле картина совершенно противоположная.

Майкаинский известковый завод известен в Казахстане не только как производитель качественной извести для горнодобывающей промышленности, но и как реализатор одного из крупнейших и эффективных проектов трудоустройства осужденных в системе КУИС. Предприятие вложило около 200 миллионов тенге, чтобы запустить на территории Павлодарской промышленной зоны АП 162/2 высокотехнологичную установку по проточной газификации угля. Более 10 осужденных уже задействованы в пус­коналадке оборудования и еще 20 человек планировалось принять до конца этого года, чтобы обеспечить круг­лосуточный цикл работы производственной линии. Каждому из них на первом этапе гарантирована зарплата как минимум 70 тысяч тенге с дальнейшим ее повышением по мере выхода на проектную мощность.

Перед началом опытной эксплуатации установки работодатель привел в порядок несколько помещений и существенный участок территории АП 162/2. До капитального ремонта дело не дошло, поскольку эти производственные площади не оформлены как объект недвижимости, а потому неясен их правовой статус и номинальный собственник. На этих подробностях адвокат ТОО “Майкаинский известковый завод” Алексей КОЧКАРОВ акцентирует внимание не случайно, а чтобы объяснить, зачем предприятию понадобилось ввозить на территорию колонии автовагончик.

- Работа установки предполагает сложные научные технологические расчеты. Подходящего для этого помещения в ангаре просто нет. Понимая это, прежнее руководство как департамента комитета уголовно-исправительной системы, так и самой колонии дало разрешение на создание автономного офис-кабинета. Также был одобрен и утвержден график круг­лосуточной посменной работы с выводом осужденных (погашение печи по проточной газификации угля с последующим ее розжигом крайне затратно и по материалам, и по времени). Одним словом, работодателю оказывалась всяческая помощь - как практическая, так и документальная. Прорабатывались даже правовые способы обеспечения рабочего места с дос­тупом к интернету и вопросы ввоза и вывоза продукции, - рассказал представитель Майкаинского известкового завода.

Но месяц назад в региональной системе КУИС произошли кадровые изменения. А вскоре после этого последовали требования вывести автовагончик и прекратить, согласно ранее утвержденному графику, вывод осужденных ночью. Никакие доводы руководства завода о том, что установка запроектирована на круглосуточный цикл работы, о том, что в проект вложены солидные инвестиции и, наконец, о согласованности всех своих действий в рамках правового поля, в расчет не принимаются.

- Более того, со стороны оперсостава учреждения и ДУИС стало оказываться психологическое давление на руководителя проекта (нанятого из числа осужденных), других заключенных, работающих на предприятии, а также на вольнонаемных работников. Со всех них стали незаконно требовать “сдать” местонахождение сотовых телефонов, которых просто нет, поскольку все работники ТОО в полном объеме соблюдают режим исправительного учреждения, - заверяет Алексей Кочкаров.

К слову, параллельно с защитой коммерческих интересов Майкаинского известкового завода юрист также взял под свою опеку и осужденных работников ТОО, которые, по его словам, написали на имя председателя КУИС МВД заявление о фактах физической расправы над ними со стороны сотрудников колонии.

Да, этот случай частный. Но он очень красноречив в плане объяснения основной причины того, почему из 23,5 тысячи заключенных (по данным на февраль 2020 года) работают в местах лишения свободы лишь около 9 тысяч. Это 40 процентов, из которых 36, по словам Ескали Саламатова, “работают всего пару часов в день, то есть формально”.

Учитывая, что “предприниматели не всегда могут найти общий язык с администрацией учреждений и представителями РГП “Енбек”, в КУИС хотели создать совет по защите бизнесменов, работающих на территории колоний. Шла речь даже о готовности КУИС с каждым работодателем заключать меморандум о взаимопомощи. Это было в начале года. А потом пришла пандемия.

К гадалке ходить не надо: планируемые меморандумы о взаимопомощи - меры скорее обезболивающего характера. С основным “заболеванием” - закостенелостью всей системы КУИС - им не справиться. План оздоровления есть у правозащитников, которые уже давно говорят о том, что нормативные ограничения МВД безнадежно устарели.

- Предприниматели хотят создавать на свободных площадях колоний высокотехнологичные производства. Но ограничения касательно обеспечения интернетом, средствами сотовой связи и оргтехникой создают огромные сложности производственникам, тем, кто реально хочет работать в промышленных зонах колоний. И кроме того это еще и плодородная почва для коррупции и самоуправства, - высказал свое мнение Алексей Кочкаров.

Ирина ВОЛКОВА, фото Романа Егорова и предоставлено ТОО “ Майкаинскиий известковый завод”, Павлодар

Поделиться
Класснуть