Подвинули государство?
Возмущению актюбинских активистов нет предела: здесь при наличии “Правительства для граждан” государственные услуги оказывают частники, обогащаясь и получая незаконный доступ к персональным данным населения.
Дело в том, что в связи с карантином центры обслуживания населения резко сократили количество оказываемых госуслуг. Часть справок стали выдавать только в режиме онлайн либо из дома, либо с помощью так называемых уголков самообслуживания, расположенных в школах и супермаркетах.
Однако, как показала практика, многие актюбинцы до сих пор не видят особой разницы между компьютером и аппендицитом.
Поэтому сейчас в Актобе в точках, где ранее только набирали тексты, сканировали и распечатывали документы, за определенную мзду предлагают помочь получить ЭЦП и справки с персональными данными. А в этом общественники видят риски.
- На проспекте Санкибай батыра расположена “народная канцелярия”, а напротив - вагончик, где толпится огромное количество людей, - говорит председатель общественного совета Актобе и заместитель председателя комиссии партийного контроля областного филиала Nur Otan Абай САКТАГАНОВ. - Спрашиваю, с какой целью они тут собрались. В ответ все в один голос заявляют, что их отправили сюда работники ЦОНа. Я даже записал все это на видео. Народ пришел за получением ЭЦП и прочих услуг.
“А как же искоренение коррупции?” - задается вопросом общественник, ведь именно против нее создавали в стране ЦОНы.
- После окончания карантина число людей, которым необходимы услуги ЦОНов, резко возросло. Но, вместо того чтобы увеличить рабочий день и количество операторов с соблюдением всех санитарных норм, в ЦОНах продолжают отказывать в выдаче и продлении ЭЦП, а также разных справок, - продолжает Абай Сактаганов. - Во время нашего рейда сами работники ЦОНов передавали посетителям листочки с адресами уголков самообслуживания. Но там большинство консультантов направляли народ к частникам, чтобы люди смогли получить... госуслуги!
В этой связи общественники не считают введение практики самообслуживания решением вопроса. Государство вроде хотело как лучше, но получилось как всегда.
- Людей толкают на риски. То есть все личные данные гражданина находятся у абсолютно постороннего человека, который не имеет никакого отношения к государству, но оказывает государственные услуги, притом небесплатно, - отмечает Абай Сактаганов.
Общественники полагают, что “Правительство для граждан” сейчас поступает вопреки своим задачам.
- Например, получение и продление электронной подписи стоит тысячу тенге, справки из наркологического или психоневрологического диспансера, а также о пенсионных накоплениях - 500 тенге. Где гарантия, что оператор такого частного ЦОНа не украдет ЭЦП клиента, не пропишет в его квартире посторонних людей и не совершит иных незаконных действий? - задается вопросами Сактаганов.
Сейчас общественный совет Актобе направил ряд официальных запросов в госорганы.
- Нас интересует законность оказания государственных услуг неуполномоченным лицом, имеющим техническую возможность (компьютер и считывающее устройство) выдавать и продлевать электронную подпись на платной основе. Кто будет нести ответственность в случае предъявления претензий со стороны потерпевших, связанных с нанесенными материальными и другими ущербами из-за отсутствия должной защиты государственной системы. А также почему “Правительство для граждан” не смогло организовать работу по оказанию госуслуг? - говорит Абай Сактаганов.
Директор областного филиала ОФ “Правительство для граждан” Руслан ЕРГАЛИЕВ подтверждает, что сейчас ЦОНы оказывают только бумажные услуги, которые недоступны в электронном формате. Остальная 541 услуга предоставляется через портал, для чего необходима ЭЦП. Сегодня в Актобе работают 83 уголка самообслуживания, но только 12 из них оснащены полностью, чтобы получить любую государственную услугу. Тем не менее в ОФ “Правительство для граждан” не поверили, что консультанты в уголках самообслуживания могут направлять людей к частникам, в связи с чем попросили активно сообщать о подобных фактах. По мнению Ергалиева, сбор денег за бесплатные услуги бьет по имиджу государства.
- К сожалению, у госкорпорации нет никаких полномочий в борьбе с частниками, оказывающими населению бесплатные государственные услуги на платной основе. Поэтому мы обращались в разные учреждения - и в департамент госдоходов, и в городскую прокуратуру, и в антикоррупционную службу, - отметили в ОФ “Правительство для граждан”. - Также мы обращались к депутатам областного маслихата и общественным деятелям, правоохранительные органы тоже в курсе данной проблемы. Сейчас разве что общественники начали поднимать этот вопрос и помогать нам, да и от ДГД поступил ответ, что “информация принята к сведению и будет использована для контроля исполнения налоговых обязательств указанных налогоплательщиков”.
В общем, получается, что главную проблему в сложившейся ситуации государство увидело лишь в том, что частники не платят налогов. И все.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ Актобе

