7860

Звезда экрана

Главы из книги “Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане”

Звезда экрана
В студии Казахского телевидения, 1980-е годы.

Как КУНАЕВ в расследование убийства телеведущей вмешался

В конце 1982 года без вести пропала диктор телевидения Бахытгуль ХОДЖАНОВА. Ее муж Исатай ХОДЖАНОВ обратился в милицию. Из его рассказа следовало, что супруга вышла вечером с работы и не вернулась домой. Тревогу он забил через день - подумал, что она поздно вечером могла остаться у кого-то из знакомых ночевать.

В то время телевизор для советских граждан был окном в мир, источником информации, главным развлечением и отдушиной, а телеведущие были для каждой семьи как родные. Они задавали тон всему: от манеры разговора и голоса до одежды и прически - все, что люди видели в эфире, считалось модным и стильным. Таким же эталоном в Казахстане была Бахытгуль Ходжанова. Она окончила журфак КазГУ, была репортером, затем ее пригласили на работу диктором. В жизни у молодой и красивой женщины все сложилось успешно: муж, двое прекрасных детей, работа, популярность, материальное благополучие.

Исчезновение диктора респуб­ликанского телевидения было одним из самых резонансных дел, и к ее поискам подключились специалисты МВД СССР и Казахстана. Расследованием занимались в течение нескольких лет, но следов пропавшей телеведущей так и не нашли.

Многие из старшего поколения помнят, что местные новости выходили после программы “Время”, которая транслировалась в 21.00. В день исчезновения все было как обычно, по графику. Поздно вечером Бахытгуль со всеми попрощалась и ушла домой. Была она в своей роскошной шубе.

Из всех отрабатываемых версий оперативно-следственная группа рассматривала и ограбление. Ведь та же шуба могла привлечь и обыч­ных грабителей, и насильников, и убийц-маньяков. Перерыли все, всех и вся. Были проверены таксопарки города, опрошены ранее судимые за разбои и грабежи, изнасилования, убийства. Не исключалась версия и об отвергнутом поклоннике, завистнике или тайном любовнике. Но и в этом направлении было глухо. У всех, кто попадал в поле зрения, существовало алиби. Не исключали и варианта побега. Ну мало ли, вдруг она решила все бросить и в пылу любви уехать к другому мужчине в другой город или страну? Перелопатили границы и все пути выездов и отлетов. И здесь ничего. Но розыск пропавшей продолжался еще долгое время. Ведь милиции спуску не давали с самого верха, куда ходил жаловаться отец Ходжановой - рисовод Алишев, уважаемый аксакал из Кызылординской области.

Милиционеры стали прорабатывать версию убийства женщины ревнивым мужем. Ведь несколько подруг Ходжановой стали говорить, что муж Исатай сильно ревновал. Хотя, по словам соседей, близких, родственников и коллег по работе, Исатай Ходжанов характеризовался очень добрым, порядочным и спокойным человеком. Да к тому же мужчина не раз плакал перед следователями от горя. Но почему-то сыщики не поверили ему и стали понемногу его допрашивать и проверять сведения. Тут вновь вмешались сверху и приказали прекратить подозревать бедного мужчину. Оказалось, все тот же аксакал Алишев зашел к Динмухамеду Кунаеву и пожаловался на милицию за то, что плохо расследуют и вдобавок стали подозревать его любимого зятя. Сложилась парадоксальная ситуация: розыск диктора взят на контроль правительством республики, руководство требует результатов, и в то же время велено не тревожить главного подозреваемого...

Прошло два года. Но поиски Бахытгуль Ходжановой продолжались. А в МВД республики произошли кадровые изменения, и на должность заместителя начальника управления уголовного розыска был назначен Габдрахим МЕНДЕШЕВ, легендарный сыщик. Он вспоминает:

- Я заинтересовался этим делом, и мое подозрение тоже сразу пало на Ходжанова. Мы выяснили, что примерно за месяц до исчезновения Бахытгуль ее супруг неожиданно отправил детей погостить к дедушке с бабушкой в Кызылорду. Провожая их, на перроне вокзала расплакался. Очевидно, знал, что дети маму больше не увидят. Искать супругу по телефону “убитый горем” муж начал не утром, как утверждал, а вечером следующего дня после ее исчезновения. Узнать о нем много нового помогло и скрытое наблюдение. После исчезновения супруги Исатай спился, стал дебоширить в общественных местах. С прежней работы его выгнали, и инженер высшей категории работал простым слесарем. Еще наружка установила, что Ходжанов привел в свою квартиру другую женщину. У нас просто руки чесались его задержать, но доказательств не хватало, пока в один момент он не решил поехать на Иссык-Куль в отпуск. Там он нашел собутыльников и в пьяном угаре ляпнул, что в исчезновении жены виноват сам. Показания этих свидетелей нам помогли окончательно закрепиться в наших подозрениях. Задерживать Ходжанова оснований все еще не было, и поэтому мы решили подловить его на мелком хулиганстве. И подловили. Он в пьяном виде в автобусе устроил мелкую потасовку. Там же его задержали. В отделении я устроил ему допрос.

Легенда отечественного уголовного розыска полковник милиции Габдрахим МЕНДЕШЕВ раскрыл дело об исчезновении телеведущей через два года.

- Почему ты сразу не пошел в милицию, ведь чистосердечное признание смягчает наказание? - спросил я его в камере.

Он сначала ухмыльнулся, но вдруг неожиданно для самого себя начал рассказывать о злополучном дне. Видно было, как он пытался сдержать себя, остановиться, но у него это не получалось. То тихо, то срываясь на крик, он рассказывал, как его терзала ревность. Его Бахытгуль была красавицей, ее показывали по телевизору, узнавали на улице, к ней подходили мужчины. Они восторженно на нее смотрели, что-то ей нашептывали. А его трясло от ревности. В эти моменты он хотел ее убить! Он выговаривал ей за все: за то, что улыбается, поправляет прическу, смотрит не на него. Они ссорились, он поднимал на нее руку. Их последний скандал страшно было вспоминать…

Показания обвиняемого из материалов уголовного дела: “…Она меня страшно унизила, сказав, что двое наших детей на самом деле не мои. Она стала демонстративно куда-то собираться на ночь глядя. Когда я спросил: “Куда идешь?” - она ответила: “Не твое дело!” Дальше я сам не понял, как все получилось. Пришел в себя, когда увидел, что она лежит на полу, а я стою над ней, держа в руках скалку. Увидел, что она без сознания, стал брызгать на нее водой, тормошить, но она уже не подавала признаков жизни. Я вынес ее в подвал подъез­да, где мы жили. Потом сходил за лопатой, вырыл в подвале яму и закопал там Бахытгуль. Была глубокая ночь, и меня никто не увидел…”

- А ведь еще в день исчезновения милиция могла раскрыть это преступление, - рассказывает Мендешев. - Старший следственно-оперативной группы отправил молодых исследовать грунт вокруг дома и подвал. Ведь это была новостройка, и, возможно, женщину могли где-то недалеко закопать. В то время в подвале, если хорошо подсветить и осмотреть грунт, можно было понять, что его недавно кто-то рыл. А молодежь тогда поленилась и толком не осмотрела то место.

Вот так спустя два года опытный оперативник с товарищами раскрыл то странное на первый взгляд преступление. Дело оказалось банально бытовым. Резонанс ему придал статус жертвы. Показательно и то, что иногда попытка сделать хорошее со стороны власть имущих может оказать медвежью услугу и помешать найти преступника, ведь откуда было знать главе республики, что женщину убил родной муж, которого в тот момент жалели все.

Аскар Джалдинов, журналист газеты “Время”

Поделиться
Класснуть