10275

Всем насолили

На горько-соленом бессточном озере Теке в Уалихановском районе Северо-Казахстанской области, внесенном в Сакральную карту региона, разрешили добывать поваренную соль. Экологи бьют тревогу: открыв такое производство, можно навсегда распрощаться с уникальным животным миром водоема и превратить всю округу в пустыню.

Всем насолили

Теке по площади больше Петропавловска, это, пожалуй, самое большое озеро в Северо-Казахстанской области (площадь примерно 265 кв. км). Единственный обитатель озера - рачок артемия салина, который водится только в экологически чистых озерах с высоким содержанием соли - до 300 граммов на литр. Такие есть только в Казахстане, России и США.

У казахов этот водоем издревле считается святым местом и овеян легендами. Батыры приходили сюда заживлять раны с помощью лечебных грязей. Следуя многовековым традициям, в конце прошлого года водоем включили в Сакральную карту Северо-Казахстанской области.

- Лечебная грязь здесь очень жирная, по консистенции напоминает крем. Это как раз благодаря артемии, которая, отмирая, формирует эту целебную массу, - рассказывает представитель компании, арендующей озеро, заместитель директора ТОО Evraz Development Group Марат ЖУМАГАЛИЕВ. - Люди очень трепетно и с благодарностью относятся к этому озеру, здесь не принято мусорить и распивать алкоголь.

Марат ЖУМАГАЛИЕВ.

Но недавно землю под водной гладью озера отдали в аренду на 25 лет ТОО “Жақсы Тұз Петропавл”. С местными исполнительными органами заключен контракт на добычу поваренной соли. Предприятие уже получило от управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Северо-Казахстанской области положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту и разрешение на эмиссии в окружающую среду.

Эта ситуация вызвала шквал возмущения на фоне недавнего скандала вокруг соленого розового озера Кобейтуз в Акмолинской области, испорченного в том числе варварской добычей населением соли и грязи.

- Любое вмешательство в природу одно­значно наносит ущерб животному миру. Если здесь будут добывать соль, это будет пагубно влиять на рачков, - считает заместитель руководителя Северо-Казах­станской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Марат ЕСЕМСЕИТОВ. - Насколько сильным будет это влияние, я даже предположить не могу, потому что к нам на изучение и на согласование эта экспертиза на недропользование не приходила, мы с институтом рыбного хозяйства такое обследование не проводили и свое заключение не давали. На озере Кобейтуз было внешнее воздействие со стороны населения, а здесь планируется производство! Если будет варварским способом добываться соль, конечно, будем вмешиваться, госорганы не допустят такого.

Территориальная инспекция по поручению прокуратуры недавно обследовала все соленые озера области, чтобы промониторить ситуацию после скандала с озером Кобейтуз и справедливой критики президента страны.

- Ситуация у нас в области более-менее хорошая, население бережно относится ко всем водоемам, - делится результатами Марат Есемсеитов. - Отдыхать люди в основном ездят на озеро Минкесер, в этом году его берег обустроили предприниматели, так что там порядок, все убирают.

Тем более странным кажется, что на этом фоне власти региона решили пожертвовать самым большим соленым озером в угоду бизнесу.

Экологи региона изначально были против разрешения добычи соли в озере Теке, но их никто не послушал.

- Я, будучи членом земельной комиссии, был против выделения участка для этих целей, потому что в этом озере животный мир из-за изменения солености воды может погибнуть, - обеспокоен заместитель руководителя департамента экологии по Северо-Казах­станской области комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Азамат БЕКТАСОВ. - Согласно описываемой ими методике добычи соли они будут создавать искусственные бассейны, закачивать туда воду с Теке, потом осушать и добывать соль. Это грозит еще и загрязнением земель рядом с озером, их опустыниванием. Как будут потом эти бассейны приводить в соответствие, проводить рекультивацию земель, непонятно.

Эколог напомнил, что в Уалихановском районе преимущественно степная зона и высока вероятность ветровой эрозии. По мнению Бектасова, соль, как песок, может разноситься на большие территории, что может привести к опустыниванию. Однако он отметил, что все это нуждается в исследовании, которое им провести тоже не дали. Специалисты еще в 2018 году просили дать им на изучение проект и заключение экологической экспертизы. Но попытка запросить необходимые документы у ТОО “Жақсы Тұз Петропавл” обернулась обвинением в незаконном вмешательстве экологов в предпринимательскую деятельность.

- На земельной комиссии я снова поднял этот вопрос, что мы так проект и не видели, не изучили его. Судя по тому, что нам известно о планируемой технологии, она наи­более экономична для предпринимателя, но при этом способна нанести наибольший урон окружающей среде. По берегу будет ходить тяжелая техника, которая тоже способна нанести урон. У каждого озера есть водоохранная полоса, - объяснил Азамат Бектасов. - На заседании земельной комиссии против выделения земли были трое: я, представитель территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира и один депутат. Но большинством голосов землю бизнесмену все-таки решили дать. Я понимаю: открытие новых рабочих мест, инвестиции в экономику региона, пополнение областного бюджета и все такое. Но неужели никто не думает, что наносимый экологии вред аукнется потомкам?

В северном филиале Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства еще три года назад дали заключение: “Согласно научным исследованиям, проводимым в Казахстане и мировыми научными центрами, а также нормативно-правовым актам Министерства сельского хозяйства РК, на горько-соленых озерах возможна только добыча цист артемии. Иная другая деятельность, в том числе добыча соли, грязи, неминуемо приведет к гибели популяции артемии вследствие изменения в гидрохимическом составе воды, микрофлоры и микрофауны водоема, которая складывалась тысячелетиями. На основании изложенного добыча соли на водоеме категорически запрещена”. Но в итоге ученых не послушали.

- Я считаю, что добыча соли может превратить это озеро во второй Арал. Беспокойство вызывает у меня солевая пыль. Если она будет разноситься по округе, то может навредить здоровью населения близлежащих сел, люди ведь будут вынуждены дышать этим. Я врач высшей категории с двадцатилетним стажем и понимаю, что это может аукнуться через время даже онкологическими заболеваниями, - сетует Марат Жумагалиев.

Разбираясь в ситуации, я задалась вопросом: а как можно предоставить само озеро в аренду одному предприятию, а землю под озером - другому? Оказалось, это удивляет не только меня. ТОО, которое арендует озеро Теке, считает незаконным предоставление в долгосрочную аренду земельного участка под гладью водоема для добычи соли, так как это противоречит Кодексу Республики Казахстан о недрах и недропользовании от 27 декабря 2017 года, статья 25 которого запрещает проведение операций по недропользованию на территории земель водного фонда. Правда, сам контракт на добычу поваренной соли на месторождении Теке заключен раньше появления этой законодательной нормы - в 2016 году. И теперь один из “смежников” - ТОО Evraz Development Group - обратился в суд с иском о признании незаконным решения областной земельной комиссии от 14 октября 2019 года и с просьбой разобраться в коллизиях закона.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото предоставлены Маратом ЖУМАГАЛИЕВЫМ, Петропавловск

Поделиться
Класснуть