3295

Безответственность за наш счёт

Почему казахстанские зоозащитники пошли в атаку?

Безответственность за наш счёт

Заявки на митинги в Алматы, Нур-Султане, Караганде и Атырау, обращение к президенту - это только начало кампании. Поводом стало то, что тормозится и откладывается принятие закона об ответственном обращении с животными. Ситуацию подогревает целая серия недавних резонансных случаев живодерства, возмутивших общественность. Так что кроме принятия закона стоит вопрос и об ужесточении статьи за жестокое обращение с животными.

- Почему именно сейчас? Попытка привлечь внимание? Весь прошлый год юристы писали закон, регулирующий множество ситуаций - от работы контактных зоопарков до содержания домашних животных. Предполагалось, что в этом году закон будет принят.

- А вот на стадии работы правительства дело никак не сдвинется, - рассказывает зоозащитник Сергей СНЕГИРЕВ. - Более того, по нашей инсайдерской информации закон там признали неактуальным.

- Правительство можно понять: на фоне процветающего бытового насилия, педофилии и прочих прелестей защита собак и прочей живности, может быть, выглядит не такой важной. Что касается жестокого обращения с животными, в Уголовном кодексе РК уже есть статья. Другой вопрос, что она не работает.

- Так это взаимосвязанные факторы! Я не говорю о том, что девять из десяти серийных маньяков начинали свой кровавый путь именно с издевательств над животными. Сегодня дети щенка замучили, зав­тра одноклассника затроллили, потом на ребенка напали за гаражами, ну и так дальше. И там и там есть существо, которое не дает отпора, и если общество не устанавливает рамки, то жестокость становится нормой. Так что насилие надо пресекать на всех фронтах. Что касается статьи за жестокое обращение, там очень запутанная формулировка, предполагающая отягчающие обстоятельства. И самое главное, в существующем законодательстве у животного нет статуса. Оно даже не мусор. А новый проект закона как раз рассматривает животное как существо, имеющее определенные права.

- При чем тут сравнение с мусором?

- Если вы кинете бутылку мимо урны, вас можно привлечь к ответственности, а если выбросите щенков на улицу, то перед законом чисты. И самое замечательное, что статус и такое понятие, как ответственность владельца, как раз и помогут избавить города от бесхозных бродячих животных.

- Вы хотите закрыть службу отлова?

- Нет, закрывать необязательно. Но бороться она должна с потенциально опасными животными, а в настоящее время сложилась удивительная ситуация, когда за деньги налогоплательщиков безответственные хозяева решают свои проблемы.

- Поясните, что вы имеете в виду?

- Колл-центр службы отлова завален заявками от жителей, и у меня была возможность посмотреть их. Я увидел то, что мы уже давно поняли: в 90 процентах случаев отлов вызывают владельцы или условные владельцы, которым собака стала не нужна, состарилась, требует долгого лечения, и они таким образом просто снимают с себя проблемы, связанные с ее усыплением и захоронением. Либо животное принесло потомство. Раздавать щенков неохота, усыплять собаку в клинике дорого, и ушлые хозяева животных давно уже поняли, что можно переложить эти расходы на городской бюджет. То есть, по сути, мы с вами скидываемся, чтобы решить проблему нерадивых хозяев. Я считаю, что действовать надо не через общественную мораль, а через экономические рычаги: пусть служба отлова предъявляет в таких случаях счет хозяину животных. Поверьте, тогда сразу появится возможность стерилизовать бобиков даже у условных хозяев.

- Что означает условный хозяин?

- Почему-то очень многие уверены, что зоозащитники такие истерички, которые хотят, чтобы по улицам городов беспрепятственно ходили своры собак. На самом деле мы категорически против бесхозных животных в городе. Есть те, которых заводят в домах или квартирах. Есть те, которые живут при базах, магазинах, на стройках или парковках. Но кто-то берет над ними шефство. Даже коты, которых прикармливают бабушки во дворе, тоже являются условно опекаемыми животными. Прикарм­ливать - хорошее дело, но тогда надо еще научиться коммуницировать с дворовым сообществом. То есть стерилизовать, чипировать и прививать этих котов, причем необязательно на собственные деньги. Я думаю, жители дома скинутся на такое дело или КСК может выделить по запросу какую-то сумму. Должен быть человек, который берет на себя ответственность за животное, как раз об этом говорится в новом законе. А отлов нужен, но не должны тратиться государственные деньги на обслуживание чьей-то безответственности и жадности. Сейчас же работникам службы нет смысла гоняться по пустырям за одичавшими животными, если можно получить мирным путем коробку щенков по заявке.

- Недавно казахстанцев потрясло видео из соцсетей, где собаку душат дверцей холодильника. Смогли же найти этого живодера, и он уже принес извинения на камеру. Так почему вы считаете, что существующая статья за жестокость не работает?

- И этот случай, и подростки, которые подожгли щенка и сняли это на видео - их тоже быстро нашли. Это те прецеденты, которые так долго ждало общество, потому что до сих пор даже более жестокие случаи, по сути, не приводили к наказанию. Следователи откровенно признавались мне, что непонятно, как работать по таким делам. И в лучшем случае живодер рискует получить штраф, а может ограничиться и извинением. Хотя есть возможность посадить на 50 суток, чтобы человек подумал о своем поведении. Что касается извинений на камеру… Уже упомянутый случай с живодером, душившим собаку дверцей холодильника, показывает, что раскаяние на камеру - это не всегда искреннее действие. Парень продемонстрировал живую и здоровую собаку во дворе: дескать, животное не пострадало. Но зоозащитники сомневаются, что это то самое животное, тем более что неподалеку от его дома была обнаружена еще одна едва живая собака с характерной травмой на шее. То есть в этой ситуации еще надо разбираться, и я рад, что дело не спускают на тормозах. Общество должно показывать свое отношение к подобным фактам. Отношение к проблеме с животными меняется, причем даже во властных структурах, мы это хорошо чувствуем. Тем более странно, что на финишной прямой тормозится такой важный закон. Поэтому наша волна активности направлена на две проблемы - ужесточение наказания за живодерство и принятие закона об ответственном обращении с животными. Оба эти пункта на самом деле не дань амбициям зоозащитников, они призваны охранять само общество. Это нам нужно больше, чем животным, по большому счету.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Сергеем СНЕГИРЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее