5430

За что их отправили в зону?

Очередной случай жестокого обращения с детьми в павлодарском специализированном интернате шокировал всю страну. Но оказалось, что детей там не только били и привязывали на ночь к кроватям. Что еще выявили прокуроры?

За что их отправили в зону?
На записях с камер видеонаблюдения видно, что детей привязывали к кроватям.

Напомним: о шокирующем отношении воспитателей и нянечек к детям в психоневрологическом центре рассказал на прошлой неделе начальник управления по защите общественных интересов прокуратуры области Асхат КОКУМБАЕВ.

- При просмотре записей с камер видео­наблюдения мы обнаружили, что палатные санитарки привязывали не­которых воспитанников центра к кроватям во время дневного и ночного сна. И в таком положении дети могли находиться очень долго, потому что про них иногда просто забывали. На некоторых кадрах видно, как непривязанные воспитанники центра помогали освободить от веревок руки тем, у кого они были связаны. А если дети-инвалиды не слушались, их могли запросто и ударить, - сообщил Кокумбаев.

Все материалы прокурорской проверки были переданы в правоохранительные органы. Как сообщили в региональном департаменте полиции, по результатам прокурорской проверки было возбуждено 18 уголовных дел. Работникам центра было предъявлено обвинение по статье 110 часть 2 пункт 1 УК (“истязание”). Из них по четырем материалам уже состоялись судебные процессы. Бывшие санитарки центра раскаялись. На этом основании между подсудимыми и прокурором было достигнуто соглашение о признании вины. Суд также учел наличие у женщин, издевавшихся над больными воспитанниками, своих маленьких детей. Все четыре работника, уже представшие перед судом, приговорены к 3,5 года ограничения свободы. Еще одно дело находится на рассмотрении в суде, а 13 - на стадии досудебного расследования.

Но это не все. Выяснилось, что воспитанников павлодарского областного психоневрологического центра в нарушение всех законов поселили в промзоне, где с одной стороны находится исправительная колония АП 162/2, а с другой - склад горючих материалов. Из прежнего здания в обустроенном городском районе маленьких пациентов, страдающих психоневрологическими патологиями, три года назад выселили якобы для того, чтобы высвободить его под детский сад.

Авральный переезд

Изначально здание в промзоне без окон и дверей и каких бы то ни было центральных коммуникаций было выкуплено у физического лица с тем, чтобы поселить здесь людей без определенного места жительства. Сумма сделки нигде не фигурирует. При этом объект сразу же в 2015 году поставили на баланс городского адаптационного центра - приюта для лиц, не имеющих определенного места жительства. Это прямое нарушение закона об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в принципе запрещающего любое проживание на территории промышленной зоны. Здесь нельзя селить ни взрослых, ни детей. И тем не менее 23 февраля 2015 года здание №143/1 по улице Толстого, точнее, то, что от него осталось, закрепили за адаптационным центром. А уже адаптационный центр заключил договор с РГП “Енбек-Павлодар” на проведение в нем ремонта. Это второе нарушение законодательства. Заказчик не имел права тратить бюджетные деньги на капитальный ремонт здания, еще и из одного источника, заранее зная, что оно не может использоваться в качестве жилого помещения. По сути, это самое что ни на есть нецелевое использование бюджетных средств.

Три года назад детское учреждение переселили в промзону.

Ремонт нежилого здания обошелся городской казне почти в 100 миллионов тенге. Но работники адаптационного центра даже после ремонта здания наотрез отказались сюда переезжать. А тут как раз поступила директива от областного руководства высвободить все дошкольные учреждения, работающие не по своему прямому назначению. На поиск подходящих вариантов жилья для “выселенцев” чиновники особо не заморачивались - одним росчерком пера больные дети оказались в павлодарской промышленной зоне №2. 9 июня 2017 года Кайрат НУРМАГАМБЕТОВ, который в указанный период руководил отделом занятости и социальных программ Павлодара, передал отремонтированный объект на баланс детского психоневрологического центра оказания специальных социальных услуг. Как следует из объяснений чиновника прокурорам, он ничего не знал о том, что здание является нежилым. Через три месяца, в сентябре 2017 года, Кайрат Нурмагамбетов пошел на повышение, возглавив уже областное профильное ведомство. Но и в этом статусе он не сделал ничего, чтобы улучшить жизнь маленьких пациентов подведомственной ему организации.

“Я не знал, что оно нежилое…”

Из объяснительной К. К. Нурмагамбетова на имя прокурора Павлодарской области.

Вопрос: На момент передачи 9.6.2017 года в акте указано, что здание является нежилым помещением. Почему вы, зная, что здание передается на баланс детского центра, расписались в нем?

Ответ: Я не знал, что оно нежилое.

Вопрос: На протяжении нескольких лет здание является нежилым объектом. Почему вы, будучи руководителем управления, не предпринимали меры по приведению в соответствие?

Ответ: Честно говоря, я даже не знал, что оно нежилое.

На заседании комиссии партийного контроля прокурор Асхат Кокумбаев пояснил:

- Центр расположен в промышленной части города среди произ­водственных предприятий, склад­ских помещений, рядом с исправительными учреждениями. При его определении властями нарушено сразу несколько законов. В таких зонах размещаются только промышленные, производственные, коммунальные и другие складские и производственные объекты. В производственной зоне не допускается размещение образовательных, лечебно-профилактических учреждений, интернатов. Реконструкция и перепланировка здания проведены без обязательной ПСД. На момент проверки оно являлось нежилым. И они не смогут его ввести, потому что это будет противоречить закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, так как оно находится в производственной зоне и как жилое не может там быть введено. С момента открытия центра общественный транспорт к нему так и не запущен. К таким объектам по закону обязательно должен быть общественный транспорт, он должен быть в шаговой доступности. За забором у детей размещен склад ГСМ.

Но ничего из этого Кайрата Нурмагамбетова не смущало и не смущает до сих пор.

- В здании проведен хороший капитальный ремонт на 96 миллионов тенге. Кстати, соответствующая проектно-сметная документация у нас имеется. Детей переселили, я считаю, в очень хорошие условия. После ремонта здание получилось как новое, - рассказал нам Кайрат Нурмагамбетов, который с апреля этого года занимает кресло заместителя акима Павлодарского района.

Экс-глава областного управления координации занятости и социальных программ настаивает на “политическом решении вопроса”.

- Когда я заступил на должность руководителя областного управления координации занятости и социальных программ (в сентябре 2017 года. - Ю. Ч.), здание 143/1 по улице Толстого уже было передано на баланс детского психоневрологического центра. Нам поручили переселить детей сюда. И мы ничего не могли изменить, - сообщил Кайрат Нурмагамбетов в телефонном разговоре с журналистом “Времени”. - Городу нужно было здание по адресу: ул. Жаяу Муса, 4, чтобы вновь переделать его под детский сад.

Верните по прежнему адресу

Вот только детский сад здесь так за все это время и не появился.

- Три года прошло, детского сада нет. Для чего власти в срочном порядке высвобождали здание на Жаяу Муса, 4, а детей перевели в промзону? Этот вопрос так и остался открытым. На момент нашей проверки в начале этого года во дворе здания на Жаяу Муса был чуть ли не бомжатник, - рассказал прокурор Асхат Кокумбаев.

Областные прокуроры предлагают вернуть воспитанников областного психоневрологического центра по месту их прежней прописки.

- Судя по тому, что детский сад на Жаяу Муса, 4 так и не был открыт, в городе нет дефицита с местами в дошкольных учреждениях. Может, стоит тогда вернуть сюда детей из психоневрологического центра? И ПСД на новое здание делать не надо. Так будет куда быстрее и проще! - предлагает Асхат Кокумбаев.

Сейчас после всех выявленных нарушений павлодарский детский психоневрологический центр намерены перевести в неиспользуемый корпус на территории действующего взрослого психиатрического диспансера. Но если рассматривать этот вариант, то переезд займет никак не меньше года: пока разработают ПСД, проведут конкурс, выделят финансирование, отремонтируют… И все это время детям придется жить там, где они живут сейчас. Но их хотя бы перестанут привязывать к кроватям...

Юлия ЧАЙКИНА, фото Константина МУЗАЛЕВСКОГО и скрин с видео, Павлодар

Поделиться
Класснуть