Беспокойное соседство
В алматинской девятиэтажке снесли несущие плиты в трех квартирах, хотя по строительным нормам это категорически запрещено
В доме на проспекте Гагарина 54 квартиры, в которых проживают более 150 человек. В этой многоэтажке вырос и Тимур ТЕМЕРХАНОВ. Сейчас там живут родители парня. И с каждым днем его страх за жизнь и здоровье близких людей растет: они в любой момент могут быть погребены под плитами своего же дома.
Ломать не строить
В конце прошлого года сразу в трех квартирах этой девятиэтажки на первом этаже стали ломать стены, сверлить и стучать. В общем, кто-то затеял грандиозную перепланировку. За один день с противоположной от подъездов стороны дома появились три отдельных входных проема. Каждый с дверью, прорубленной в несущей стене, с крыльцом и козырьком, лестницей, выходящей на улицу.
Обеспокоенные жители в начале этого года обратились в управление градостроительного контроля (УГАСК) Алматы с вопросами: кто владелец этих помещений и есть ли у него разрешение на такую масштабную перепланировку? В официальном ответе госоргана им сообщили: собственником трех квартир является Маржан КАМАРОВА. 4 декабря 2019 года она подала уведомление о начале производства строительно-монтажных работ по проекту “Переоборудование квартир в нежилое помещение с внутренней перепланировкой”. Там же сообщили, что другое ведомство - управление городского планирования и урбанистики - выдало Камаровой архитектурно-планировочное задание (АПЗ) 18 ноября 2019 года.
Однако и.о. руководителя управления городского планирования и урбанистики Еркебулан СЕМБАЕВ в официальном ответе уже в феврале сообщил другую дату выдачи АПЗ - 26 июля 2017 года. Там тоже значилось “переоборудование квартиры в нежилое помещение с внутренней перепланировкой”. Видимо, сначала владелица получила АПЗ на одну квартиру, а потом уже на две остальные или на все сразу. Но почему тогда профильным госорганам открыто не сообщить об этом жителям? Зачем их путать и выдавать разную информацию по одной и то же проблеме?
Получить на руки само АПЗ жителям девятиэтажки не удалось: в управлении сослались на закон о порядке рассмотрения обращений физических лиц, согласно которому должностные лица не могут разглашать сведения о личной жизни людей без их согласия.
- Что важнее - прибыль от трех коммерческих объектов или жизнь и здоровье более сотни людей? - негодует Тимур. - Но вины владелицы квартиры здесь может и не быть: человек мог по незнанию сделать всю эту перепланировку. Ответственность - на госорганах. Для разрешения таких действий и контроля они и существуют.
Дом и опасность в нём
- Как инженер-строитель и эксперт по обследованию зданий и сооружений, я знаю: в крупнопанельных домах все внешние стены являются несущими. Такие перепланировки определенно снижают несущую способность здания, - поделилась с нами другая жительница дома Наталья КОРОТИНСКАЯ. - Мы не хотим никого наказывать, мы требуем, чтобы владелица квартир восстановила стены. Для этого она должна обратиться в АО “КазНИИСА”, специалисты которого и разрабатывали типовой проект домов этой серии, чтобы они провели обследование здания и дали заключение о возможности восстановления панелей дома и его несущей способности.
Еще до карантина жильцам удалось попасть на прием к и.о. заместителя руководителя управления архитектуры и градостроительства Олжасу ТУЛЕБАЕВУ. На этой встрече присутствовали и мы. Чиновник сказал, что всегда открыт для прессы. Но, к сожалению, пока их орган ничего не может сделать: с 1 января 2020 года введен мораторий на проверку малого бизнеса сроком на три года.
- Мы всегда реагируем на жалобы граждан, проводим внеплановые проверки - другого вида контроля у нас нет. А чтобы провести проверку, нужно разрешение прокуратуры, - пояснил чиновник. - Хоть эти квартиры и зарегистрированы на физлицо, но у него есть ИП. Из-за этого прокуратура нам отказывает в проверке. Однако если существует угроза жизни и здоровью людей, то мы пишем служебную записку на имя акима города, и, если он дает команду проверять, проверяем. По факту проверки наш орган потом может через суд обязать устранить нарушения.
- То, что он снизил несущую способность дома, разве не основание для проверки? Разве это не угрожает 54 квартирам? - задается вопросом Наталья Коротинская.
- Вы - как охранник, у которого игрушечный молоток. Вроде полномочия есть, а применить их не можете. Зачем вы тогда нужны? - спросил Темерханов. - У меня ощущение, что вы просто бездействуете.
- У меня сейчас тоже такое ощущение, но из-за моратория не можем ничего обследовать. Готовим проект служебной записки, будем отправлять акиму города. Нам в любом случае должны одобрить проверку. Пока мы можем провести только визуальный осмотр дома. Позовем вас, - пообещал и.о. замруководителя УГАСК.
После введения карантина из-за коронавируса в городе жильцы продолжили бороться за свой дом, но уже не выходя из него. Они направили письма во все компетентные инстанции.
Наконец пришел официальный ответ от первого заместителя прокурора Алматы Берика АДАМОВА, в котором говорится: “Необходимо тщательно рассмотреть доводы автора обращения, при выявлении нарушений законности принять меры по их устранению”. Письмо автора обращения Тимура Темерханова заместитель прокурора переслал в УГАСК. Означает ли это, что будет получено разрешение на проверку, пока неясно.
Я позвонила по номеру телефона, который мне дали жители дома, когда пытались найти владельца квартир. Человек на другом конце провода представился Рахманом, но назвать свою фамилию и истинного владельца помещений отказался.
- Я сам наемный человек и веду в этих квартирах строительные работы. Вам пожаловалось несколько человек. А остальные 50 квартир вы же не опросили! У нас все законно, есть все разрешительные документы и подписи собственников квартир. Мы хотели в этих трех помещениях открыть нотариальную контору, стоматологию и образовательный центр для детей-инвалидов, - пояснил Рахман. - Сейчас из-за карантина мы приостановили работы. Но после его снятия будем разбираться с недовольными жителями.
Ошибки, которые нас удивили
В официальном ответе управления градостроительного контроля Алматы указаны и разработчик проекта, и подрядная организация, и авторский надзор - ТОО ARTStoryService. То есть все эти разные функции выполняет одна и та же компания. Надзорный орган этот факт не смутил.
А вот меня поначалу удивило другое. Я попыталась найти данные об этой компании на сайте электронного правительства, однако никакой информации там не было! Тогда я поменяла слово “story” на “stroy” в написании компании, и сайт наконец выдал: ТОО ARTStrоyService, вид деятельности - “прочие строительно-монтажные работы, не включенные в другие группировки”. Первым руководителем и учредителем компании значится Рахман АКТАЙБЕКОВ. То есть тот самый человек, с которым я и разговаривала по телефону! Значит, в управлении градостроительного контроля допустили ошибку в написании компании. Причем три раза подряд. Намеренно или случайно? Тут невольно напрашивается вопрос: если даже в названии стройкомпании надзорный орган допустил ошибку, то компетентен ли он в вопросах соблюдения строительных норм и правил?
Комментарий в тему
Ералы ШОКБАРОВ, управляющий директор по производству АО “Казахский научно-исследовательский проектный институт строительства и архитектуры” Министерства индустрии и инфраструктурного развития:
- В крупнопанельных зданиях независимо от их года постройки и этажности не допускается демонтаж внутренних несущих продольных и поперечных панелей. Не допускается также в таких зданиях устройство дверных проемов как во внутренних, так и в наружных несущих стеновых панелях.
Перепланировка квартир в жилых зданиях многоквартирных домов с крупнопанельными несущими стенами допускается только за счет демонтажа ненесущих конструкций - встроенных деревянных шкафов, перегородок.
Все это указано в строительных правилах 3.02-101-2012 “Здания жилые многоквартирные” и в инструкции по составлению заключений о возможности реконструкции помещений в жилых зданиях.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по указанному адресу, относится к крупнопанельным зданиям серии 158, и устройство проемов в несущих стенах в нем не допускается.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы