5442

Близко деньги, да не достанешь

В Казахстане вокруг АО Tengri Bank складывается критическая ситуация

Близко деньги, да не достанешь

Тревожные сообщения в СМИ о том, что у банка не все гладко, стали появляться еще в марте этого года. Финучреждение эти сведения опровергало, но признало “несущественное снижение коэффициента ликвидности”. А 9 апреля банк проинформировал своих клиентов об введении временных ограничений для физических лиц по операциям в мобильном банкинге, а именно об установлении лимита по переводам на счета и карты других банков в размере 20 000 тенге в сутки. В тот же день стало известно о введении лимита в 50 000 тенге в сутки на расходные операции с использованием платежных карт.

Однако, как утверждают клиенты из разных городов страны, на самом деле банк вообще прекратил всякую активность: невозможно ни снять деньги через банкомат, ни провести операцию онлайн. К примеру, алматинец Алмат САЛКУЛОВ рассказал нам, что открыл депозит в банке на три месяца, а когда срок подошел к концу, хотел закрыть его. Однако банк проигнорировал обращение клиента и самовольно осуществил пролонгацию еще на три месяца. Целую неделю Алмат обрывал телефоны банка и наконец добился закрытия депозита, однако забрать деньги так и не смог.

- Я зарабатываю прилично, но в период ЧП не имею доходов, поэтому решил воспользоваться своими накоплениями, - говорит Алмат Салкулов. - Но банк полностью лишил меня этой возможности! Поз­же он на своем сайте представил информацию о введенном лимите на переводы и снятие в размере 50 000 тенге в сутки, что не соответствует действительности. В настоящий момент невозможно перевести на карту или счет другого банка никакую сумму.

В похожую ситуацию попала и жительница Шымкента Гаухар НУРЖАУОВА.

- С начала апреля у меня начались проблемы с приложением Tengri+, где не проводилась ни одна операция, - жалуется она. - Когда я дозванивалась до call-цент­ра, мне говорили, что проводятся технические работы, срок их завершения неизвестен. После этого я хотела закрыть депозит, но сотрудники банка меня отговорили. А с 16 апреля у меня вообще ни один платеж, даже на 500 тенге, не проходит. Больше недели я хожу по всем банкоматам города и пытаюсь снять деньги. Но ни один банкомат не принимает мою карту. Такая же ситуация с Tengri+. Теперь не знаю, что делать, я в отчаянии.

Проблемы банка могут сказаться и на обеспечении казахстанцев продуктами питания.

- В Tengri Bank много сельхозтоваропроизводителей - овощеводов, зерновых хозяйств, - поясняет представитель фермерского хозяйства из Павлодара Анна АРТАМОНОВА. - Есть случаи, когда государство выделяет субсидии, деньги приходят в банк, а воспользоваться ими люди не могут. Лично я получила субсидии от государства, а когда пришла оплатить свои счета, мне ничего не сделали. Есть крестьянские хозяйства, которые получили кредиты от КазАгро, но ни одним тенге не могут воспользоваться. Кроме того, в банке лежат государственные деньги, выделенные на проведение сельхозработ.

По словам аграриев, сейчас нужно начинать посевную, а такой возможности у них нет.

- Мне государство выделило деньги на весенние полевые работы - под семена, - рассказала нам представитель крестьянского хозяйства Ольга СКУБАРЕВА из Павлодарской области. - В банке платежку взяли, но перевод не сделали. Так моя платежка и осталась - одна у меня, другая в банке. Пришлось на другие средства семена покупать. А что с этими деньгами, непонятно. Мне надо каждый месяц проценты платить, отчитываться, и я не знаю, как это будет.

Недовольны люди и работой контролирующих структур, в частности Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Сейчас они подготовили обращение на имя главы государства с просьбой создать рабочую группу по защите прав вкладчиков с участием представителей общественности, а также ограничить выезд за рубеж и заморозить все активы учредителей банка. Кроме того, вкладчики намерены подать на банк в суд.

Между тем 22 апреля Tengri Bank заявил, что международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service понизило его долгосрочный депозитный рейтинг в местной и иностранной валюте с уровня B2 до Caa3. Базовая оценка кредитоспособности банка (BCA) опустилась до b3, долгосрочные и краткосрочные оценки риска контрагента (CRA) снижены до Caa2.

В сообщении также было сказано, что банк работает над стабилизацией ситуации.

“Банк функционирует в ограниченном режиме в связи со сложившейся ситуацией на мировом финансовом рынке, что в определенной степени сказывается на исполнении банком своих обязательств перед клиентами. АО Tengri Bank в условиях чрезвычайного положения в стране осуществляет свою деятельность и предпринимает все необходимые меры для стабилизации ситуации с ликвидностью, включая обсуждение этих вопросов с регулятором и акционерами, в том числе с основным акционером - Punjab National Bank (Индия - М. А.). В ближайшее время банк планирует восстановить свою операционную деятельность, продолжить проводить платежи и переводы, обеспечивая непрерывность всех процессов”, - сказано в сообщении банка.

АРРФР в свою очередь сообщило, что в связи со сложившейся ситуацией надзор за деятельностью Tengri Bank осуществляется в усиленном режиме. Кроме того, в банке проводится внеплановая проверка.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта sputniknews.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть