4302

По неровной мостовой едете, товарищи

Более 2 млн долларов потратил комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) в 2015 году на разработку автоматизированной системы управления дорожными активами, однако по истечении пяти лет этой системой так никто и не пользуется. Куда утекают бюджетные деньги при строительстве дорог и транспортном контроле, обсудили вчера на совещании в Агентстве по противодействию коррупции.

По неровной мостовой едете, товарищи
Фото sputniknews.kz

Руководитель департамента превенции антикоррупционной службы Анар ЖАРОВА рассказала, что за прошлые годы МИИР вошло в число наиболее коррумпированных структур. 

В 2019 году к уголовной ответственности привлечены 20 работников министерства, в их числе 14 человек должностные лица инспекции транспортного контроля, трое - из подведомственных организаций дорожной отрасли. А всего за последние три года к уголовной ответственности привлечены 38 должностных лиц инспекции транспортного контроля и 19 работников дорожной отрасли. По словам Жаровой, наиболее проблемным в сфере внимания МИИР является содержание автомобильных дорог. Из года в год одни и те же уличные магистрали подвергаются ремонту, не берется в учет мнение граждан.

- Разработанное проектным офисом “Сапалы жол” совместно с IT-компанией тестовое мобильное приложение для оценки качества дорог в режиме реального времени не взято на вооружение акиматами. Это еще раз подтверждает закрытость сферы автодорог. Более того, “Казавтожолом” вся проектно-сметная документация на строительство и ремонт дорог возведена в ранг конфиденциальной информации. Тем самым налогоплательщики лишены информации о стоимости ремонтных работ, - заявила Анар Жарова.

Интерес, продолжила она, представляет и эффективность расходования средств на дорогостоящие проекты. К примеру, в рамках цифровизации дорожного сектора с 2015 года ведется работа по внедрению системы управления дорожными активами (оптимизация распределения средств на содержание дорог) общей стоимостью 2,1 млн долларов и 222 млн тенге. Консультанту за выполненные работы уже выплачено - внимание! - 1,4 млн долларов и 160 млн тенге! При этом данная система по истечении пяти лет все еще не запущена в эксплуатацию.

Вопросы вызывает и деятельность Национального центра качества дорожных активов, уполномоченного проводить экспертизу ремонтных и строительных работ.

- Наццентр финансируется из местного бюджета. Налицо конфликт интересов, так как, с одной стороны, акимат является заказчиком работ, соответственно, заинтересован в полном освоении средств. С другой стороны, должен осуществлять контроль качества работ с недопущением замечаний центра при приемке, - подчеркнула глава департамента.

Акиматы Атырауской, Жамбылской, Кызылординской и Павлодарской областей средства на экспертизу работ по строительству и ремонту дорог вообще не заложили. А в Нур-Султане сумма на эти цели составляет всего 10 млн тенге. Немудрено, что в 2019 году в этих регионах выявлены грубейшие нарушения в дорожной сфере. К примеру, установлены факты необоснованного завышения сметной стоимости при проведении ведомственной экспертизы технической документации. В прошлом году она проведена на сумму более 70 млрд тенге, завышение сметной стоимости и работ составило 8,2 млрд тенге. Основная сумма преднамеренного завышения - более 2,6 млрд тенге - приходится на Костанайскую область.

Еще одной наиболее коррупционной является сфера транспортного контроля. На днях задержан руководитель транспортной инспекции Костанайской области, которого подозревают в систематическом получении взяток за проезд грузовых транспортных средств.

- Такие факты свидетельствуют о необходимости решительных мер со стороны министерства. Схема стара: это получение взяток за беспрепятственный проезд поста, в том числе с превышением допустимой нагрузки на ось и без соблюдения режима труда и отдыха. Впоследствии разрушены дороги, падает привлекательность Казах­стана в качестве транспортного коридора между Китаем и Европой, - сказала Жарова.

По ее словам, специальная группа инспекции транспортного контроля провела 47 рейдов и выявила 225 фактов перегруза машин на автодорогах. Решение проблемы антикоррупционая служба видит в исключении человеческого фактора и внедрении автоматизированной системы взвешивания грузовых машин по примеру развитых стран.

После совещания председатель правления АО “НК “Казавтожол” Улан АЛИПОВ рассказал журналистам, как нацкомпания борется с коррупционными рисками:

Фото с сайта kazautozhol.kz

- Есть объем работ, который подрядчик за месяц должен выполнить. Если он его не выполняет в установленный срок, ему начисляется штраф. В этом моменте имеется коррупционный риск: чтобы не платить штраф, он может попытаться договориться, чтобы ему подписали невыполненный в полной мере объем. Для этого мы такие штрафы убираем. Мы даем уведомления в первый месяц о том, что он не выполнил объем.

На второй месяц, отметил Алипов, подрядчику также приходит уведомление, если он не укладывается в срок. Если же он и на третий месяц не выполнил объем, значит, он не выполнит его вовсе, потому что сезон короткий. На третий месяц “Казавтожол” его штрафует и тут же расторгает контракт.

Рассказал Улан Алипов и о планах по развитию сети платных дорог. Он напомнил, что сейчас в стране 680 километров платных дорог: Нур-Султан - Щучинск, Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос. В прошлом году по результатам инвестиционного конкурса выиграла компания Computer vision technologies, которая совместно с тайваньцами с 2020 по 2025 год будет внедрять в Казахстане механизм платного проезда по 11 тысячам километров платных автодорог.

- Они будут открытыми, а не гибридными, как сейчас. Камеры будут снимать, сколько машина проехала, после чего отправят уведомление. Запланированная стоимость - 1 тенге за 1 километр для легковых машин и 15 тенге за 1 километр для грузовых, - сообщил Алипов.

Журналисты спросили у него, почему “Казавтожол” вовремя не расчищает республиканские трассы от снега. Улан Алипов, заметив, что нынешняя зима выдалась нелегкой, признал: в адрес нацкомпании поступало много обоснованной критики:

- Мы проезд обеспечиваем, но есть вопросы там, где узкие места. В этом году очень много снега. На павлодарской трассе, особенно в районе Ерейментау, не успеваем полностью расчистить. На республиканских дорогах работает около 700 единиц техники, есть поломки. Круглые сутки с декабря наши работники трудятся.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой антикоррупционной службы, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть