Сделано в Казахстане
Казахстанские “стартаперы”, наладившие производство синтетических наркотиков кустарным способом в лабораториях Алматы и Шымкента, вышли на мировой наркорынок
О существовании наркотиков и вреде от их применения знают почти все казахстанцы. Но мало кто из наших соотечественников в курсе того, что в последнее время в крупных городах появились доморощенные “стартаперы”, которые могут из простейших химикатов, биологических добавок и даже моющих средств легко сварить отечественное зелье и потом продавать его с помощью цифровых технологий по всему миру за биткоины. А один наш земляк и вовсе нашел свою нишу на, казалось бы, давно уже поделенном глобальном наркорынке.
Но сначала расскажем интересную историю, которая случилась в Алматы. В местный департамент КНБ попала любопытная оперативная информация о жителе города, который получал крупные партии химических реактивов из Москвы. Вес посылок варьировался от 17 до 184 килограммов. При этом заказчик нигде не был зарегистрирован как предприниматель, работающий с такой химией в промышленных целях, у него даже автомойки не было.
Естественно, стало интересно, что он делает с такой крупной партией химикатов. Оперативники решили аккуратно изъять образцы, чтобы экспертиза помогла установить содержание веществ. Оказалось, что в реактивах имеются бромкетон-4, метиламин и бензол, не входящие в список запрещенных в Казахстане. Но эксперты-химики подсказали, что все эти элементы в руках умельцев могут превратиться в синтетический препарат мефедрон, в среде наркоманов - меф. Мефедрон, также известный как 4-метилметкатинон, или 4-метилэфедрон, - химическое соединение класса замещенных амфетаминов и катинонов, психостимулятор и эмпатоген. Иными словами, это сильнодействующий наркотик.
Дальнейшая разработка этого субъекта показала, что он передавал все партии химикатов некоему Виталию ОГАЮ. Позже выяснится, что он и есть главный в группе. Причем всех, кто был вовлечен в преступную схему производства и продажи наркотиков, Огай использовал втемную. Никто никогда не знал конечной цели своих действий и не контактировал между собой, только с главарем.
Дальше - больше. Комитетчикам удалось установить всех подозреваемых, которые действовали на территории Алматы и Алматинской области, нашли и место, где находилась подпольная лаборатория, в которой варили мефедрон.
Вскоре, когда были собраны все доказательства по Огаю, было решено брать алхимика с поличным. Его задержали в конце 2018 года. При нем чекисты нашли 2,3 килограмма мефедрона, 18 граммов MDMA, 7 граммов пировалерона и порядка 500 литров прекурсоров, предназначенных для изготовления синтетических наркотиков.
Недавно суд приговорил его к 11 годам лишения свободы.
Похожий случай с подпольной лабораторией, но уже более крупной по масштабам выявлен в Шымкенте в том же году. В поле зрения сотрудников местного департамента КНБ попал Станислав Петрович ОДАЙСКИЙ. Он вызвал подозрение тем, что на его банковских счетах ежемесячно крутились в среднем от 50 миллионов тенге и больше. В основном это были
обычные переводы, а не платежи по документам предпринимательской деятельности. При этом несколько транзакций сделали двое алматинцев, которые до этого были засвечены комитетчиками как драгдилеры.
Оперативники смогли незаметно получить доступ к компьютерам наркоторговца и найти на жестком диске архивные материалы о способах распространения синтетических наркотиков методом закладки. Началась активная разработка Одайского. Чекисты установили 24 заказных исходящих бандероли, содержащие прайс-листы с ценами на реализуемые вещества, из них 17 отправлены в США, четыре - в Великобританию и по одной - в Швецию, Швейцарию и Австралию. Размах “бизнеса” поразил оперативников, так как ранее занятые в этом деле люди распространяли наркотики максимум на областном уровне.
Каэнбэшники начали взаимодействие со спецслужбами тех стран, с жителями которых переписывался подозреваемый.
Результаты не заставили себя ждать. Уже 14 ноября 2018 года федеральной полицией Швейцарии за причастность к наркобизнесу задержан подозреваемый, который в подпольной лаборатории занимался изготовлением психотропных веществ, после чего продавал их в Австрии и Швейцарии.
Сам же Одайский получал различные химические вещества из Китая, которые маркировались как БАДы, стероиды, лекарственные порошки для лечения астмы, бронхита и так далее. Варил смеси делец со своими пособниками в квартирах, которые снимал в аренду на несколько месяцев.
Сразу брать преступника комитетчики не торопились, продолжали разработку. Ведь хотелось выявить все его связи. Так, оперативники вышли на действующий подпольный цех производства наркотиков. Там же синтетику расфасовывали в замаскированную под различные товары упаковку и готовили к отправке в США, Австралию и Австрию.
Станислава Одайского задержали весной прошлого года. В ходе обысков было изъято более 700 единиц вещественных доказательств, в число которых входили ампулы, полиэтиленовые пакеты с порошкообразными веществами (более 10 килограммов), более 200 литров жидких прекурсоров, электронные весы, лабораторные приборы и другое необходимое для производства наркотиков оборудование.
Наркоделец не стал долго отпираться и, осознавая всю серьезность нависшей над ним угрозы, всячески пытался помочь следствию. Добровольно назвал пароли и логины от изъятых компьютеров, данные поставщиков прекурсоров и психотропных веществ из КНР, предоставил сведения о заказчиках из России, Западной Европы и США, а также огромное количество адресов сайтов, занимающихся распространением наркотиков.
В ходе следствия также стало известно, что Одайский отправлял наркотики помимо уже названных стран еще и в Германию, Нидерланды, Францию, Польшу, Болгарию, Данию и Кыргызстан. В период с 2015 по май 2019 года он по нескольким аккаунтам осуществил 427 транзакций в разных биткоин-обменниках на общую сумму более 2 000 000 долларов США. В итоге молодой наркобарон был осужден на 7,5 года лишения свободы.
По официальной статистике, только за прошлый год департаментом КНБ по Алматы пресечено 13 фактов незаконного оборота синтетических наркотических средств, а из незаконного оборота изъято свыше 8 килограммов психотропных веществ и 786 литров прекурсоров. Ликвидирована деятельность двух подпольных лабораторий по производству психогалюциногенных препаратов. За занятие наркобизнесом задержаны и привлечены к уголовной ответственности 11 человек.
А вот шымкентским комитетчикам за весь прошлый год удалось завести 14 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 3 килограммов наркотических средств и психотропных веществ, 10 килограммов прекурсоров. Ликвидированы одна подпольная лаборатория по производству синтетики и один канал по контрабанде психотропных веществ в страны СНГ, ЕС и США через Шымкент.
Предприимчивость и изобретательность наших граждан поражают правоохранительные органы с каждым разом. Многих наркодилеров в свое время вдохновили популярные американские сериалы, а дополнительные знания они черпали из интернета, где гуляет множество готовых формул и рецептов по изготовлению синтетических наркотиков. Правда, для того чтобы стать преуспевающим наркобарыгой, все же необходимо иметь хотя бы базовые знания по химии и физике. Так что, видимо, с образованием у нас не все так уж и плохо…
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан