Чёрная метка Серика-Головы
Скупое сообщение об очередном задержании сотрудниками Комитета нацбезопасности вора в законе Серика ДЖАМАНАЕВА, известного в криминальных кругах как Серик-Голова, вызвало всплеск интереса к этой личности как среди преступного мира, так и в обществе, в том числе и далеко за пределами нашей страны. В этой связи полагаем, что всем будет интересна глава из книги “Вне протокола” нашего коллеги Аскара ДЖАЛДИНОВА, которая в эти дни готовится к изданию.
По единодушному мнению действующих полицейских и тех, кто уже в отставке, в Казахстане никогда не было воров в законе, кроме Серика-Головы. Родился он 21 января 1965 года. Уроженец поселка Фабричного Жамбылского района Алматинской области. Казах, образование среднее, гражданин Казахстана, не работает, холост.
Первый свой срок король преступного мира получил в 1982 году, когда за кражу чужого имущества Жамбылский нарсуд наказал его тремя годами лишения свободы. Вторая судимость случилась в 1986 году: Каскеленский райсуд за нанесение тяжких телесных повреждений и разбой посадил Серика на 10 лет.
Первым наставником Головы считают его подельника Александра КЛАУЗЕРА 1952 года рождения. Вместе они отбывали наказание в исправительной колонии ИК-90 Степногорска. Именно Клаузер научит Джаманаева не только философии жизни по понятиям, но и станет его ходатаем перед братвой и ареопагом воров в законе, которым предстоит принять Серика в свои ряды. Именно после второй ходки он получит погоняло Голова и поедет в Москву сдавать экзамены на коронацию. По данным казахстанского МВД, за него на сходке говорил сам Михась1 - самый авторитетный среди российских законников.
На той знаменитой сходке предложение Михася о коронации Головы поддержали 40 преступных королей СНГ. Таким образом, уже в 90-х годах Серик Джаманаев стал первым вором в законе в истории суверенного Казахстана. До этого времени никого из казахстанской братвы не поднимали на самую высокую ступень преступной иерархии.
Голова, вернувшись с наибольшими полномочиями домой, стал контролировать южный регион Казахстана - Тараз, Шымкент, Алматы. Сам же проживал в спокойном и уютном Таразе.
- Есть в нашей системе “семерка” - служба наружного наблюдения. И вот средь бела дня в Таразе их “жигуленок” со всем спецоборудованием кто-то угнал. Всем составом УВД мы бросились искать, но машина будто испарилась, - вспоминает один из лучших оперов страны, бывший начальник угрозыска Жамбылской области, Тараза и замначальника областного ДВД Жанабек КАЛДАРБЕКОВ. - В то время я руководил угрозыском области, меня начальство поднимает и говорит: решай проблему. Пришлось пригласить Серика-Голову на разговор. Я ему говорю, что это серьезное ЧП и за угон этой машины нам придется перетрясти всю городскую преступность и загрести всех пацанов. Причем будем это делать жестко и без разбора, за любую мелочь. В том числе, мол, найдем повод, чтобы и его упаковать на несколько лет. В то время Серик уже употреблял ханку2, на которую подсел еще на зоне. Но даже после таких слов Голова не повелся. Промолчал и ушел. А через несколько часов кто-то позвонил в дежурную часть и сообщил, где находится наша разыскиваемая машина... Вообще интересная он личность. Вел себя всегда достойно. Особых хлопот нам не доставлял. Правда, и не заигрывал с нами. Жил тихо, здесь ему братва все необходимое организовала для спокойной жизни. Хотя, конечно, мы имели оперативную информацию о том, что через него решается много вопросов.
Джаманаев всегда был осторожен, расчетлив, иначе его вряд ли в преступном мире назвали Головой. Все попытки правоохранительных органов поймать его и привлечь оборачивались провалом, а внедрять к нему оперативника или “своего человека” было рискованно. И все же Голову потом “приземлили”. Говоря языком оперативников, была разыграна шикарная комбинация.
В 2002 году “неизвестные” бандиты ворвались на один из кирпичных заводов у села Узынагаш, наехали на владельца. Его слова о том, что его крыша - сам вор в законе Серик-Голова, не возымели действия: мол, и с этой крышей они разберутся. От такой наглости авторитет просто обалдел - его имя знают и уважают все без исключения “деловые” люди Казахстана, а тут такое!.. В общем, усыпили его бдительность и бдительность его бойцов, которые обычно проводят разведку перед выездом на дело. Вот и взяли вора в законе на трассе Алматы - Узынагаш.
Бойцы спецподразделения “Сункар” остановили машину. Пассажиры немедля подняли тонированные стекла машины, закрыли двери и отказались выходить. Спецназовцам пришлось выломать дверь с водительской стороны. В салоне сзади сидел Серик. Полицейские обнаружили под водительским сиденьем полный магазин от автомата Калашникова. А из вывернутых носков пассажира выпал пакетик с тремя граммами героина. Тогда эта новость разлетелась по всем СМИ страны.
Чалиться вор в законе поехал в костанайскую колонию. Там, говорят, стали ломать авторитета. Пошла информация о том, что вора в законе якобы опустили. Даже официальное сообщение от комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) было, что Голова отрекся от своего титула. В довесок даже подкинули братве видео, на котором человек, называющий себя Сериком по кличке Голова, держит в руках швабру с тряпкой и моет пол. Для короля преступного мира это было вообще неприемлемо. Согласно кодексу чести воров законник никогда не должен работать. А тут еще в такой унизительной для него форме.
Есть версия, что правоохранительные органы очень торопились с развенчанием Головы. В те годы, кто помнит, была чехарда с передачей КУИС от МВД в Минюст и обратно. В результате такой междоусобицы контроль над исправительными учреждениями ослабел, и по колониям прокатилась волна актов неповиновения с бунтами и членовредительством. Нужно было провести жесткую профилактику, и ломка единственного в республике вора в законе должна была сработать как взрыв бомбы. Но, судя по всему, эта версия не соответствует действительности, так как после своего освобождения Голова по-прежнему был далеко не рядовым представителем криминального мира.
Более правдоподобно выглядит другая версия. Эту историю мне поведал полковник полиции в отставке Талгат АКШАЛОВ, ранее занимавший различные должности в структуре криминальной полиции МВД, возглавлявший в регионах подразделения по борьбе с организованной преступностью.
- Эти события начались осенью 2001 года. В поселке Тайынша Северо-Казахстанской области была агрофирма, хозяином ее был Назар МУРОДОВ, гражданин Таджикистана. У него было 40 тысяч гектаров земли, занимался зерном, увлекался метанием молота (соответственно, фигура у него была впечатляющая), жил в частном доме без семьи, но с пятью помощниками. И вот как-то ночью к ним влетает группа ребят - сильно всех метелят, но никого не убивают. Установив, кто Назар, увезли его с собой.
Вскоре из Таджикистана на поиски Назара приехал его младший брат Олим МУРОДОВ. В агрофирме Назара было 10 новых “нив”, и Олим отдал их местной полиции для розыска брата и его похитителей. Но безрезультатно.
В апреле 2002 года (я в то время уже работал в департаменте криминальной полиции МВД) меня и моего напарника вызвало начальство и отправило в командировку по этому делу. Есть такое понятие - “оперской фарт”, вот нам и повезло, можно так сказать. В ходе изучения дела нас заинтересовали показания одной девочки-подростка из села Тайынша, на которые местные оперативники, видимо, не обратили внимания. А она рассказала, что видела в проулке чужую машину, которая никогда не появлялась в поселке, и в ней сидели какие-то парни. Девочка запомнила номер: 214. При повторном расспросе она нам описала машину - оказалось, что авто давно засвечено в делах целиноградских бандитов. До МВД я возглавлял отдел по борьбе с организованной преступностью Акмолы, и в городе мы тогда почти всех в лицо знали. Город-то был маленький. Могли встать на проспекте Республики и ждать, и в течение дня в любом случае мимо нас проедет интересующий нас человек. Нам стало понятно, в каком направлении следует двигаться. Мы собрались и отправились в столицу, и в июне уже раскрыли преступление. Нашли тело Назара в районе села Воробьевка недалеко от Кокшетау, а затем в течение года всех десятерых бандитов, напавших на него, поймали.
На опознание останков Назара приезжал его брат Олим. Он нам рассказывал, что ему местные дали наводку о причастности к похищению его брата некоего Сайгона, местного североказахстанского авторитета. И в разговоре с нами Олим проговорился, что звонил Деду Хасану и сказал ему, что в похищении замешаны местные криминальные авторитеты. Тогда Дед Хасан ему сказал, чтобы ждал телефонного звонка. Ему действительно перезвонили менее чем через час. Сам Сайгон позвонил и встретился. Сказал, что не имеет никакого отношения к пропаже брата. Но при чем тут Дед Хасан? Мы стали выяснять. Оказывается, у Олима и покойного Назара был еще один старший брат, который был полевым командиром во время войны в Таджикистане. Его убили и сожгли, а прах развеяли в горах. Выяснилось, что на самом деле братья агробизнесом просто прикрывались, основная деятельность - наркотрафик.
Так вот, о деятельности братьев узнал Серик-Голова и заинтересовался, почему они не выделяют деньги на местный общак. Позже после каких-то разборок в Акмоле в районе рынка “Евразия” собралась братва, и там один из авторитетов в узком кругу передал пожелание Серика-Головы: есть в регионе один барыга, с которого надо поиметь деньги, по 10 штук на брата (это нам задержанные потом рассказывали). Вот 10 карагандинских отморозков изъявили желание это дело отработать. Они входили в карагандинское ответвление ОПГ “Американцы”. Среди них старшим был известный тогда браток Темирхан КАЛИЕВ.
Налетчики сняли дачный домик недалеко от Кокшетау, привезли туда Назара Муродова. В рот засунули кляп, руки связали. Стали пытать и требовать деньги. “50 штук дашь?” - тот кивает. “А сто штук дашь?” - “Дам!”. В эйфории братва накрыла себе поляну, напились и уснули. Утром проснулись - Назар уже мертвый. Во рту же был кляп, а нос забит кровью. Бандиты поняли, что облажались, и стали разбегаться. Двое погрузили его тело в машину и вывезли в лес. Позже мы нашли улики на том месте: браток разбил задние фонари на машине, когда сдавал назад, ударился о дерево.
Когда был суд, из Таджикистана приехал Олим. Ему мы рассказали все, как было, от кого поступило предложение похитить и кошмарить его брата. Олим позвонил Деду Хасану. Серику-Голове поступает приглашение на стрелку. В тот же день Голова сдался алматинскому УБОПу, в его носках нашли героин и отправили в тюрьму. А там достать его было сложно. Так что, скорее всего, его не опустили, а просто раскороновали, то есть понизили в должности, - завершил свой рассказ Талгат Акшалов.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото Виктора Мирошниченко, Нур-Султан
1 Сергей Анатольевич МИХАЙЛОВ (род. 7 февраля 1958; Москва) - российский бизнесмен, которого считают одним из самых влиятельных представителей преступного мира. Ни разу не был осужден по статьям, связанным с организованной преступностью. - Wikipedia.org.
2 Ханка, жмых, опиуха относятся к ряду наркотических опиатов. Отравление таким зельем происходит в случае увеличения дозы, вплоть до летального исхода. Смерть наступает из-за сильнейшего поражения дыхательного центра мозга. В большинстве случаев наркоман неосознанно превышает дозу и погибает по причине неосторожности.
(Материал опубликован с незначительными сокращениями. Полная или частичная перепечатка запрещена)