И как вас теперь называть?
Объявленный в розыск за избиение акима бизнесмен угодил на нары за другие проделки
В сентябре 2016 года жителей Южного Казахстана шокировала криминальная новость: аким Шардаринского района Арман АБДУЛЛАЕВ в драке получил серьезное ранение головы. После этого инцидента ситуация на юге страны накалилась настолько, что расследованием ЧП занялись спецпрокуроры Генпрокуратуры. Было возбуждено уголовное дело по факту хулиганства, а подозреваемый в избиении госслужащего предприниматель Гани ТАЙЖАН бросился в бега и был объявлен в розыск. Недавно его поймали, но он представился совсем другим человеком.
После огласки той драки аким Абдуллаев уволился по собственному. Вслед за ним покинули свои посты секретари маслихатов Шардаринского района Бултбай МУТАЛИЕВ и областного Камытбек АЙТУРЕЕВ (к слову, эту должность он занял, пересев из кресла акима Шардаринского района).
Пока сыщики искали Гани Тайжана, 22 декабря 2016 года по решению суда была объявлена банкротом его строительная фирма “Берел Курылыс” в Усть-Каменогорске. Как указывается в судебном решении, это ТОО причинило городскому отделу строительства ущерб в 142 979 905 тенге плюс непогашенный аванс в размере 33 349 589 тенге. Кроме того, за “Берел Курылыс” осталась налоговая недоимка на сумму 242 184 980 тенге. Имущество компании (две квартиры в областном центре, автомобили и стройтехника) было продано с молотка, а деньги перечислили кредиторам фирмы Тайжана.
Зимой 2018 года в столице с предпринимателем Сериком КАРЫМСАКОВЫМ познакомился некто Абдулгани БЕДЕЛХАН и предложил сделку - продать ему коммерческую недвижимость. Чтобы продемонстрировать свои немалые возможности, новоявленный приятель на встречу в фешенебельном отеле пришел с известным в прошлом государственным деятелем, обладающим большим авторитетом агашкой, чей близкий родственник занимает верхние строчки казахстанского “Форбса”. Это имя слишком известно в узких кругах, чтобы называть его на страницах нашей газеты.
Стороны ударили по рукам и заключили предварительный договор покупки. Правда, вместо Абдулгани документ подписал его отец Беделхан ТАЙЖАНОВ и тот самый агашка (видимо, в качестве гаранта порядочности своего знакомого). После полной проплаты по сделке новоиспеченные партнеры по бизнесу обязались заключить финальный договор купли-продажи с последующим оформлением.
Однако, по словам Карымсакова, вопреки договоренностям Беделхан каким-то образом не только завладел коммерческим имуществом продавца без юридического согласия владельца недвижимости, но и сумел под него взять многомиллионный кредит, часть которого пустил на приобретение дорогостоящего движимого и недвижимого имущества, а часть обналичил.
В настоящее время Службой экономических расследований Нур-Султана ведется досудебное расследование по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. На многих документах обнаружились, говоря профессиональным языком следователей, явные признаки подделки, подтвержденные экспертами-почерковедами. Причем в материалах дела фигурируют аж три имени - Гани Тайжан, Абдулгани Беделхан и Абдулгани Тайжан, но подозреваемый - один. Другие подробности этого уголовного дела не афишируют - тайна следствия. К слову, пункт 2 части 4 статьи 190 УК, по которому ведется следствие, предусматривает до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Связаться с Тайжаном-Беделханом нам не удалось: столичный суд в ноябре 2019 года санкционировал его арест, и сейчас подозреваемый находится в камере следственного изолятора. Но если Абдулгани найдет возможность связаться с редакцией, мы готовы выслушать его точку зрения на произошедшие события.
- Но для меня удивительно то, что подозреваемый, будучи арестованным, каким-то образом продолжает управлять захваченным объектом и контролирует финансы, - разводит руками Серик Карымсаков. - Не исключаю, что он может прибегнуть к своим связям. Кроме того, пишет различные жалобы в правоохранительные органы и суд.
Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы