4642

До полного истребления?

Как силовики отреагировали на поручение президента искоренить браконьерство

До полного истребления?

“В Алматинской области сотрудники КНБ задержали банду, убившую не менее 3 тысяч (!) сайгаков. Браконьеры должны понести строгое наказание согласно закону. Правоохранительные органы должны положить конец незаконному промыслу”, - написал глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в своем Twitter после спецоперации комитетчиков на этой неделе.

Сообщения о злодеяниях браконьеров напоминают тревожные фронтовые сводки.

13 января в Карагандинской области инспекторы “Охотзоопрома” Ерлан НУРГАЛИЕВ и Петр НИЦЫК были жестоко избиты браконьерами, охотившимися на сайгу. Бывший полицейский Нургалиев умер в больнице, его напарник чудом выжил.

23 июля инспекторы “Охотзоопрома” Акмолинской области погнались за охотниками, которые отстреливали сайгу. Злоумышленники открыли огонь, егерь Каныш НУРТАЗИНОВ был убит.

В ночь на 25 октября егери Кызылординской области начали преследование браконьеров, в результате дорожной аварии один инспектор погиб. Позже его коллеги задержали злоумышленников, изъяли оружие и туши убитых ими животных. Возбуждено уголовное дело.

На днях борцы с браконьерством обнаружили в Нуринском районе Карагандинской области 72 мертвых сайгака с отпиленными рогами. Позже егери заметили два джипа “тойота ленд крузер” и начали преследование, но браконьерам удалось скрыться. На их поимку брошены усиленные полицейские наряды.

Выступая с посланием народу 2 сентября на совместном заседании парламента, глава государства поднял вопрос об ужесточении наказания за браконьерство. По словам Касым-Жомарта Токаева, оно имеет “опас­нейшую форму организованной преступности: браконьеры хорошо экипированы и вооружены, чувствуют свою безнаказанность, в том числе при попустительстве правоохранительных органов”.

Первыми отреагировали оперативники КНБ, проведя в ряде регионов страны спецоперации по пресечению деятельности ОПГ, члены которой занимались отстрелом сайги для дальнейшей перепродажи ее рогов в Китай. К слову, в Поднебесной килограмм таких рогов оценивают до 10 тысяч долларов. В ходе обысков изъято более тонны рогов. Впечатляет и ущерб, причиненный государству: более 5,6 миллиарда тенге! Начато расследование, из 18 членов ОПГ девять уже арестованы. Стоит отметить: столь широкомасштабной операции против браконьеров еще ни одна силовая структура не проводила.

В МВД тоже начали свою операцию “Браконьер” (завершается 31 октября). 21 октября в ходе рейда в Мойынкумском районе Жамбылской области инспекторы “Охотзоопрома” и сотрудники местной полицейской службы задержали двух бракашей (так полицейские называют браконьеров) из Тараза. Изъяли туши трех краснокнижных джейранов, огнестрельное оружие. Возбуждено уголовное дело, ущерб превысил три миллиона тенге.

В сентябре сотрудники природоохранной полиции Алматинской области вместе с егерями задержали местного браконьера, в джипе которого обнаружили четыре туши исчезающего тугайного благородного оленя. По факту незаконной охоты начато досудебное расследование.

В октябре сотрудники природоохранной полиции Карагандинской области задержали пятерых жителей Балхаша за незаконный отстрел архаров.

Кроме того, полицейские задерживают рыбаков, промышляющих незаконным отловом осетровых, лесорубов, уничтожающих заросли саксаула, народных целителей, собирающих травы и коренья, занесенные в Красную книгу Казахстана.

Большинство браконьеров действительно хорошо экипированы и вооружены. Выезжают на охоту на мощных внедорожниках и играючи уходят от любой погони. УАЗы и “нивы” егерей и полицейских явно проигрывают им в скорости и лошадиных силах. Причем незаконной охотой нередко промышляют и те, кто по долгу службы обязан защищать природу. К примеру, за последние пять лет с поличным были задержаны 20 госслужащих, среди них и борцы с браконьерством. А сколько еще остались незамеченными либо скрылись от погони? Увы, такой статистики не ведется.

Как правоохранители намерены выполнить поручение президента об ужесточении наказания браконьерам? По словам председателя комитета административной полиции (КАП) МВД Максата БАЙБОЛОВА (свою карьеру он начинал в природоохранной полиции), уже внесены конкретные предложения по усилению ответственности за браконьерство.

- В ряде статей, связанных с незаконной охотой, вырубкой деревьев, незаконным обращением с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных, предусмотрена обязательная конфискация имущества, - говорит полковник Байболов. - В ныне действующем Уголовном кодексе этой меры нет. Еще одно новшество - разграничена ответственность за незаконную охоту по признаку ущерба. Проще говоря, до определенной суммы наказание будет административным, в случае превышения - уголовным (все эти нюансы сейчас прорабатываются компетентными органами. - Т. К.).

Кроме того, в статьях “незаконная охота” и “незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных” предусматривается безальтернативное наказание в виде лишения свободы до семи лет (сейчас могут получить до пяти лет либо вообще соскочить на ограничение свободы. - Т. К.)...

Увеличиваются и штрафы - от 7 575 000 до 17 675 000 тенге. А в статье 339 УК “незаконная охота” предусмотрен отдельный состав преступления за незаконную охоту именно на сайгу. Также планируется внести изменения и в административное законодательство. Проект закона после одобрения парламентариями направлен на подпись главе государства, - подчеркнул Максат Байболов.

Что касается техники, покупать мощные джипы в МВД пока не могут - нет средств. Но в местах обитания сайги (Кызылординская, Карагандинская, Костанайская, Актюбинская, Акмолинская и Западно-Казахстанская области) джипы крайне необходимы. Руководители полицейских департаментов этих регионов уже отправили запросы акимам, чтобы местные власти приобрели сотрудникам природоохранной полиции современные внедорожники, новейшие навигаторы, приборы ночного видения. Без такого вооружения противодействовать браконьерам стражи правопорядка попросту не в силах.

Конечно, можно было бы взять на вооружение изъятые у браконьеров внедорожники, но таких фактов, увы, мало.

- При задержании браконьеров изымается оружие и транспорт в качестве вещдоков. Имеются случаи конфискации дорогих джипов, снегоходов и квадроциклов у браконьеров. После приговора суда машины передаются на баланс в местные департаменты приватизации, от них - в государственные и правоохранительные органы. Правда, такие факты единичны, - продолжает Максат Байболов.

По его словам, МВД вместе с другими правоохранителями каждый год проводит оперативно-профилактические мероприятия “Бекіре”, “Браконьер”, “Нерест”, “Сайгак” и т. д. Особенно стражи правопорядка активизируются во время нереста, открытия охотничьего сезона, миграции сайги. К примеру, только на территории Жайык-Каспийского бассейна в таких отработках задействованы более 400 сотрудников полиции и 90 солдат Нацгвардии, которые противодействуют браконьерству.

Между тем в Прибалхашье (наиболее излюбленном месте охотников и рыболовов из Алматы, Талдыкоргана и прилегающих областей) практически каждые выходные приезжают около тысячи внедорожников и пикапов повышенной проходимости. Едут на охоту и рыбалку. Конечно, у многих имеются лицензии и разрешения на оружие. Но попадаются и браконьеры. Среди них - так называемые промысловики, поставляющие дичь для ресторанов. Благо в южной столице либо в том же Талдыкоргане в меню престижных заведений можно встретить блюда из дикого кабана, лосятины, оленины (не говоря уже о куропатках, фазанах, зайцах и прочей мелкой дичи).

Встречается отдельная категория браконьеров, которые могут позволить себе зафрахтовать вертолет, чтобы с высоты буквально выкашивать целые стада диких животных. Кроме суперсовременных скорострельных автоматических карабинов, кучи денег на аренду вертолетов у них есть главное: большие связи. И даже если полицейские или егери сумеют их задержать, из салона престижного лифтованного (так автомеханики называют переделанный для бездорожья джип) внедорожника им протянут массу визиток с гербовыми печатями и автографами генералов и полковников из различных силовых структур. Тексты на визитках примерно следующего содержания: “Прошу оказать содействие брату (указывается имя агашки)”.

Если честно, вряд ли рядовой егерь или патрульный полицейский посмеет выписать на таких браконьеров протокол и уж тем более возбудить уголовное дело. Даже если попытается, тут же последует звонок его шефу: короткий приказ - и полицейский или егерь, отпустив с миром агашку, будет всю ночь рыскать по необъятной степи в поисках браконьера без больших связей…

- По данным Генпрокуратуры, наибольшее количество преступлений, связанных с незаконной охотой, добычей рыбы, порубкой деревьев и кустарников, зарегистрированы в Алматинской области - 338 фактов за девять месяцев этого года, - продолжает председатель КАП. - Также лидируют Восточно-Казахстанская (131 факт) и Туркестанская (88) области. Чуть меньше преступлений зарегистрировано в западных регионах страны.

Что касается борьбы с браконьерством на водоемах, то по итогам операции “Бекіре”, проведенной с 1 апреля по 31 мая, выявлено около 500 правонарушений. Задержано 470 правонарушителей, изъято 18 тонн рыбы, из них 3 тонны осетровых пород и 5 килограммов икры. Изъято более 300 орудий лова и восемь плавательных средств.

В Минсельхозе предлагают вооружить егерей дронами, беспилотниками, нагрудными видеокамерами и спецтехникой. Чиновники просят МВД разрешить выдавать инспекторам “Охотзоопрома” электрошокеры, травматы и другие средства индивидуальной защиты. В свою очередь в полицейском министерстве вносят изменения в ПДД: служебные машины егерей будут оборудованы крякалками и мигалками - их отнесут к категории “спецтранспорт”.

Но пока не изменится отношение человека к природе, а власть имущих (особенно силовиков) к своим должностным обязанностям, “браконьеры будут чувствовать свою безнаказанность, в том числе при попустительстве правоохранительных органов”…

Тохнияз КУЧУКОВ, фото пресс-службы МВД, Алматы

Наши цифры

  • За девять месяцев текущего года в Казахстане зарегистрировано свыше 9 тысяч нарушений природоохранного законодательства.
  • Зарегистрировано 1106 досудебных расследований, к уголовной ответственности привлечены около 800 нарушителей.
  • Еще 8 тысяч правонарушителей должны выплатить в общей сложности 66 миллионов тенге.
  • По фактам незаконной охоты на сайгаков, приобретения
  • и сбыта их рогов зарегистрировано 52 материала, задержаны
  • 43 человека, изъято 462 туши и 667 рогов сайгаков.
  • Конфисковано около 300 единиц оружия.

P.S. Во вторник президент Токаев наградил орденом “Айбын” 3-й степени погибшего егеря кызылординского “Охотзоопрома” Адиля КЕНЖЕГУЛОВА.

Поделиться
Класснуть