2071

Музейные тайны

Житель Актау утверждает, что из историко-краеведческого музея пропали боевые награды его отца

Музейные тайны
Бактыгали Мунал.

В прошлом году при посещении музея родные ветерана Великой Отечественной войны Алимбая МУНАЛОВА обнаружили, что из его коллекции личных вещей, сданных 40 лет назад, исчезло несколько наград, причем самых ценных на сегодняшний день. Младшему сыну ветерана понадобился год, чтобы добиться возбуждения уголовного дела по факту хищения исторических ценностей. Мужчина говорит, что сотрудники музея до сих пор не признают пропажи наград.

Бактыгали МУНАЛ уже год обивает пороги всех инстанций в поисках справедливости. Еще в начале 1980-х годов его старший брат передал в музей боевые награды отца - Алимбая Муналова. По словам Бактыгали Мунала, в то время никаких актов о передаче никто не подписывал. Родственники подарили музею в общей сложности 77 личных вещей ветерана Великой Отечественной.

Алимбай Муналов.

- В 1979 году мой брат помимо наград передал все почетные грамоты отца, благодарность от Сталина, фотографии и письма. Затем в 1995-м я отнес в музей еще и трофейный нож отца. Тогда мне никто никаких документов подписывать не давал. Я даже был не в курсе, что необходимо какие-то акты приемки брать, просто передал, и все. В то время медали отца были на месте. Директором музея уже была Тамара ЖУМАЛИЕВА. В 2003 году мне понадобилась копия биографии отца для поступления моего сына в военное училище, и тогда все награды были тоже на месте. Однако в прошлом году мои родственники при очередном посещении музея заметили, что не хватает ордена Красной Звезды. А мне как раз понадобилось сделать фотографии наград и удостоверений, чтобы передать эти сведения в музей полиции (мой отец раньше работал на различных должностях в ведомствах, относящихся к МВД). Я обратился к директору музея с просьбой предоставить все награды отца, но она смогла показать лишь семь из пятнадцати сданных моим братом медалей. Тогда же заметил, что не хватает и трофейного ножа отца. Когда я устроил скандал, Тамара Жумалиева обвинила меня в краже медалей: мол, я их не приносил, а продал, - возмущается Бактыгали.

Витрина с медалями наполовину пуста.

Через некоторое время после скандала директор музея предоставила Бактыгали уже 11 медалей. Но, как утверждает сын ветерана, не хватало еще четырех, самых ценных. Прежде чем обратиться в полицию, он написал заявление о пропаже руководителю управления культуры по Мангистауской области и приложил список боевых наград и удостоверений к ним. Ему ответили, что была проведена проверка документов музея, в доказательство приложили акты приемки-сдачи личных вещей от 1980 года. Согласно ответу управления культуры все награды в сохранности. При изучении списка Бактыгали заметил, что там говорится лишь о сохранности удостоверений, но никаких сведений о медалях нет. Более того, в списке оказались вещи, которые не принадлежали его отцу.

12 медалей и один орден, которые сейчас хранятся в музее.

То, что медали исчезли, подтверждает и работник данного музея - старший научный сотрудник Валерия ГОЛУБОВА. Женщина уже шесть лет работает здесь экскурсоводом, поэтому знает все экспонаты наизусть. Она утверждает, что это не первая пропажа исторических ценностей.

- Видите, вот витрина, где хранятся медали. Однако здесь много пустых мест. Именно тут и находились награды отца Бактыгали Мунала. Когда я заметила их отсутствие, мне ответили, что их убрали в хранилище. Стоит отметить, что сейчас на черном рынке стоимость ордена Красной Звезды доходит до двух тысяч долларов США, - говорит Валерия Голубова.

Валерия Голубова.

После неоднократных обращений в полицию и прокуратуру Бактыгали Мунал и Валерия Голубова все же добились возбуждения уголовного дела.

В музее же отрицают пропажу. Директор музея Тамара Жумалиева, занимающая этот пост уже 24 года, утверждает, что за все время ее работы не было ни одного случая пропажи хранящихся здесь экспонатов. Правда, по признанию директора, не исключено, что такие факты были до ее назначения.

- В 2019 году к нам обратился Бактыгали Мунал, утверждая, что не хватает нескольких медалей. Мы предъявили ему награды, и выяснилось, что нет ордена Красной Звезды и медали “25 лет Победы в ВОВ”. Удостоверение на орден в полной сохранности, а вот его нет. Когда он пропал, затруднительно ответить. На данный момент в фонде музея 12 медалей и один орден от семьи Мунал. Но опять же в списке, предоставленном Бактыгали Муналом, меньше медалей, чем у нас. Он точно не знает, какие награды были у отца. Возможно, ранее сдали только удостоверения, а награды оставили у себя. Опять же, у сына ветерана отсутствует акт приемки. Что касается расследования уголовного дела, то объяснительные нами уже написаны, и теперь проблема пропажи орденов - это личное дело г-на Мунала, и музея оно не касается. К тому же это не первое дело, он уже обращался в полицию, и нас проверяли, - рассказывает Тамара Жумалиева.

В подтверждение своих слов директор музея показала мне коробку, в которой хранятся медали и орден Алимбая Муналова. Я сверила номера всех наград: медали и орден Красного Знамени (на обратной стороне уникальный номер и надпись “Монетный двор”) действительно принадлежат ветерану.

На этой витрине был еще и трофейный нож, который тоже пропал.

Медали не единственная пропажа: сотрудники заметили исчезновение серебряной подвески для волос. Но в музее отметили, что данное изделие отправлено на реставрацию и чистку. Якобы Голубовой объясняли это неоднократно, но женщина почему-то отказывается в это верить. К тому же два раза в год в музее проходит инвентаризация серебра, по итогам которой составляют акты. Согласно последним документам сейчас все серебряные изделия находятся на месте в музейном фонде.

- У нас очень много экспонатов находится в хранилище, так как выставочные залы небольшие и не позволяют разместить все эти предметы. Сейчас достраивается новое здание, куда переедет этот музей. Просто мой сотрудник недопонимает всей ситуации. Сейчас планирую написать заявление о клевете. Ведь вместо работы я вынуждена ходить на допросы к следователю, тратить уйму времени на написание объяснительных, - с досадой говорит Тамара Жумалиева.

Между тем уголовное дело пока никто не собирается прекращать, ведь орден Красной Звезды и медаль “25 лет Победы в ВОВ” в фонде музея все-таки отсутствуют, и никто не может внятно объяснить, куда они пропали.

- По данному факту 28 июля этого года было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 193 УК (хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения). В настоящее время по делу проводятся все необходимые следственные действия, направленные на полное, всестороннее и объективное расследование, - сообщает заместитель начальника департамента полиции по Мангистауской области А. КАЛИЕВА.

Правда, Бактыгали Мунал и Валерия Голубова сомневаются, что в данном разбирательстве найдут виновного. Они уверены, что в итоге это дело спустят на тормозах.

- Как мой отец дошел до Берлина, так и я пойду до конца. Мой отец воевал не за то, чтобы потом на его наградах наживались жулики. Я хочу добиться, чтобы в музее провели масштабную проверку. Неизвестно, что там еще пропало. Люди ведь сдают исторические ценности, надеясь на их сохранность. А в итоге эти вещи куда-то исчезают, и никто не несет ответственности, - говорит Бактыгали Мунал.

К слову, если в Казахстане орден Красной Звезды можно продать за полмиллиона тенге, то в странах СНГ и за границей его цена вырастает до 10 миллионов тенге.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть

Свежее