8670

Возвращение блудного “психа”

После семи лет затишья в Павлодарской области вновь объявился герой наших многочисленных публикаций Ерик ТАСЫБАЕВ - организатор банд, убийств и грабежей. Тот самый, которого ни разу не удалось посадить. Каждый раз, оказываясь на скамье подсудимых, Тасыбаев прикидывался психически больным, а выходя из зала суда на свободу, вновь становился весел, здоров, получал права и менял дорогие машины.

Возвращение блудного “психа”
Фото: mediusinfo.ru

На днях республиканские СМИ сообщили о вопиющем происшествии: полицейские избили инвалида второй группы, повесили на него кражу дорогого погрузчика. А он, бедняга, недееспособен, находится под опекой сестры и так напугался, что убежал, и теперь родные не знают, где его искать.

То, что в результате встречи инвалида с полицейским в больницу с пробитым черепом был госпитализирован именно страж порядка, а экспертиза показала полную вменяемость первого, родные инвалида в интервью прессе скромно умолчали.

Инвалидом оказался наш давний знакомец Ерик Тасыбаев.

Напомним нашим читателям, о ком идет речь, все-таки столько лет прошло.

В 2001 году Ерик Тасыбаев вышел на свободу из зала Экибастузского горсуда, несмотря на то, что был признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. В 2003-м тот же суд, признав его виновным в краже и изнасиловании, отпустил на свободу за примирением сторон.

В 2004 году в Карагандинской области Тасыбаев был осужден на год условно за грабеж.

В 2008-м, будучи обвиняемым в краже и грабеже, он принес справку из Павлодарского областного психоневрологического диспансера (ОПНД), что “страдает хроническим психическим заболеванием в виде органического поражения центральной нервной системы сложного генеза…”.

Зато в 2009 году в управление дорожной полиции Павлодарской области Тасыбаев предоставил справку от 10.9.2009 г. о прохождении медосмотра, в которой имеются заключения “здоров” и “на учете не состоит” из того же ОПНД и был признан годным к управлению автомобилем категории В. Однако сразу же после этого, в том же 2009-м, уже Алматинский райсуд Астаны освободил его от уголовной ответственности за грабеж и кражу в связи с невменяемостью.

Выйдя в очередной раз на свободу, Ерик каким-то образом выправил себе документ на имя Нургали Казесовича ТАСЫБАЕВА - младшего брата отца, умершего... в 1978 году в возрасте четырех месяцев от двусторонней пневмонии. Причем оба паспорта - и на свое имя, и на дядино - Ерик умудрился вполне легально поменять по достижении 25-летнего возраста.

В 2010-м Тасыбаев организовал в Павлодаре преступную группировку, промышлявшую кражами барсеток из дорогих авто, которые преступники выслеживали у банков и открывали при помощи устройства, сканирующего сигнализацию.

Затем преступники из ОПГ Тасыбаева взялись за угоны и грабежи, а венцом их дерзости стало убийство валютчика. 20 ноября 2010 года мужчину расстреляли у подъезда его дома и завладели сумкой с 400 тысячами долларов.

Признанный невменяемым Тасыбаев рассчитал все до мелочей: Назымбеку АНДАСОВУ отвел место за рулем “мерседеса”, ранее отсидевшего 13 лет за бандитизм Каната ЖУНУСОВА назначил киллером, Ануар ТЕМИРГАЛИЕВ должен был прикрыть убийцу в случае, если кто-то бросится жертве на помощь. А сам ждал подельников в квартале от места преступления. Расстреляв валютчика и завладев деньгами, преступники помчались на место встречи с главарем, по пути сбив случайно проходившую старушку.

Чуть позже вся четверка пересела в другую машину и укатила в Экибастуз. Там Ерик раздал напарникам по тысяче долларов, пообещав остальные деньги распределить позже, и банда разбежалась в разные стороны.

Находясь три дня под палящим южным солнцем в засаде на границе Жамбылской области и Киргизии близ села Лугового, где тогда засели Жунусов и Андасов, сотрудники ДВД слушали, как “невменяемый” Тасыбаев разговаривает по мобильному телефону с киллером. На вопрос последнего, когда он получит оставшуюся сумму, главарь успокаивал: “Отдам, просто сейчас нет денег. Все отдал за развод - меня же таскают по убийству Ахметжанова”. При этом Ерик сетовал: “Цыгана (Темиргалиева. - О. В.) задержали гаишники, арестовали, и тот во всем признался. По делу валютчика у ментов особых доказательств нет. Теперь Цыгану надо все отрицать, нужно ему сказать, чтобы сослался на то, что его избивали в полиции, потому он и дал такие показания”. Еще в одном разговоре Тасыбаев предложил подельнику: “Щас меня везут на экспертизу в Алматы. Вернусь - приеду к тебе на юг, надо что-нибудь замутить. И давай поменяем номера - телефоны уже явно “больные” (прослушиваются. - О. В.)”.

Тасыбаева задержали в январе 2011 года. Он тут же сдал своих подельников и раскрыл детали убийства. А уже в феврале предоставил справку, подписанную врачом Павлодарского областного психоневрологичес­кого диспансера А. ЛОБОДЕНКО, о своей полной невменяемости. В ней было сказано, что болезнь неизлечима и состояние Тасыбаева с годами только ухудшается: “…Степень психических нарушений значительно выражена, хроническое психическое заболевание имеет прогрессирующий тип течения с постепенным нарастанием дефекта личности и социально-трудовой дезадаптацией. Во время совершения общественно опасного деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (не мог отдавать отчет своим действиям и руководить ими), в связи с чем его следует считать невменяемым. Не может давать показания и участвовать в предварительном следствии и суде, не может содержаться в СИЗО, ИВС и отбывать уголовное наказание в местах лишения свободы”.

Следователь ходатайствовал перед судом о проведении повторной экспертизы в Республиканском научно-практическом центре психиатрии, психотерапии и наркологии (РНПЦППН) в Алматы. Мать Тасыбаева Рысты ДЮСЕМБАЕВА молила в суде, чтобы ее мальчика везли в Алматы не под конвоем. Она обе­щала судье, что сама доставит его на железнодорожный вокзал. Суд поверил. А Ерик исчез: сотрудник полиции с билетами в руках напрас­но ждал его у поезда.

- Вот увидите, сейчас пойдет всплеск краж барсеток из автомобилей в соседних областях. У Тасыбаева подельники по всему Казахстану, и он блестяще умеет сколачивать банды, - сказал мне тогда начальник управления по борьбе с организованной преступностью ДВД Павлодарской области Талгат ЕШИМОВ.

И действительно, от барсеточников взвыли Караганда и Астана. Почерк был тот же, что и в Павлодаре.

“27 апреля 2012 года в Астане в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий, - значилось в одной из полицейских сводок, - сотрудниками УБОП ДВД Павлодарской области при взаимодействии с сотрудниками ДВД г. Астаны при попытке совершить кражу из автомашины “тойота камри” были задержаны трое жителей г. Павлодара”.

Двоих взломщиков задержали на месте преступления. Еще одного стали искать на соседних улицах и нашли - Ерик Тасыбаев, верный своему правилу, дожидался финала операции в 20 метрах от места преступления в новеньком внедорожнике “фольксваген туарег”. У него же был обнаружен и изъят сканер автомобильной сигнализации.

В Павлодар Ерика этапировали в сопровождении сотрудников спецподразделения “Арлан”. Они же охраняли его в Павлодарском ОПНД, куда Тасыбаев был вновь помещен до отправки на освидетельствование в Алматы. На второй день пребывания в палате диспансера мама принесла Ерику передачу с салатиком из свежих овощей, из которого конвоиры извлекли сотовый телефон. Пришлось удваивать охрану и форсировать отправку подозреваемого в Алматы. В РНПЦППН сильно удивились вердикту своего павлодарского коллеги Лободенко: “Мы отвечаем только на вопрос, вменяем пациент или нет. А решать, можно ли его допрашивать и помещать под стражу, в компетенцию психиатров не входит”.

Прослушав аудиозапись переговоров Тасыбаева с подельниками, алматинские психиатры пришли к выводу, что у того, возможно, симулятивное поведение и его необходимо поместить в спецучреждение для более глубокого обследования.

Суд постановил отправить Тасыбаева в специализированное медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь, то есть в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Через три месяца врачебная комиссия психиатрической больницы поселка Актас вынесла заключение №90. Его на заседании апелляционной коллегии Павлодарского областного суда по делу банды, убившей валютчика, зачитала судья Валентина ФРИМАН: “Тасыбаев Ерик Сатемирович, 1981 г. р., за период наблюдения и в настоящее время психопатических расстройств не обнаруживает, предъявленные жалобы в поведении не отражались, носили защитно-установочный характер. В лечении не нуждается”.

После этого про Тасыбаева ничего не было слышно. Однако, как сейчас выяснилось, он вовсе не попал за решетку вместе со своими подельниками, получившими от 17 до 20 лет лишения свободы. А, как вы правильно догадались, отлежался в больничке.

- В 2012-м Тасыбаева осудили на принудительное лечение в психиатрическом диспансере поселка Актас, - сообщила нашей газете руководитель пресс-службы департамента полиции Павлодарской области Жанна БЕЛЯЛОВА. - В 2015 году решением Талгарского горсуда его перевели на лечение в Павлодарский областной психдиспансер. 19 мая 2016 года постановлением суда №2 города Павлодара принудительные меры в отношении его прекратили, и он был переведен на лечение на общих основаниях. В сентябре 2018-го в Экибастузе на Тасыбаева поступило заявление о том, что он совершил мошенничество на 3,5 миллиона тенге - завладел погрузчиком. Возбудили досудебное расследование, на следственные действия подозреваемый не являлся. 1 июля его объявили в розыск, задержали и провели судебно-психиатрическую экспертизу. Через месяц получили результат - Тасыбаев признан вменяемым. Он снова подался в бега. ­

9 сентября начальник Майкаинского поселкового отдела полиции майор СУЛЕЙМЕНОВ отрабатывал свой участок по другому преступлению - кражам скота. И на отгонной точке Баянаульского района узнал в одном из мужчин Тасыбаева. Попытался того задержать и получил сзади удар лопатой по голове от зятя подозреваемого. Итог: полицейский в больнице, а буйный Тасыбаев снова в бегах.

Думается, что похождения блудного “психа” на этом не закончились.

Ольга ВОРОНЬКО, фото предоставлено УБОП ДВД Павлодарской области, Павлодар

Поделиться
Класснуть