Невидимки на колёсах
Номера иностранных автомобилей не считываются “умными” видеокамерами
В Петропавловске практически половина машин с российскими номерами, встречаются также, хотя и в меньшем количестве, армянские и киргизские. Североказахстанцы покупают подержанные иномарки в основном в приграничных городах России, но не оформляют в собственность и не ставят на учет в Казахстане. Несомненный плюс такой покупки - низкая цена, которая оправдывает возможные риски. В качестве бонуса - возможность безбоязненно ездить под камерами идеофиксации в Казахстане, даже нарушая правила.
Иностранные номерные знаки не считываются автоматическими системами контроля на “умных” перекрестках Петропавловска, и “письма счастья” таким водителям не приходят. Правда, оператор может передать данные о нарушителе ближайшему патрулю дорожной полиции, и его могут остановить, чтобы выписать штраф…
Ввезенные в страну праворульные машины или старенькие авто, не соответствующие стандарту Евро-4, на учет не поставишь при всем желании. Эту норму закона обходят как раз через лазейку ЕАЭС. Ведь в границах Евразийского экономического союза казахстанцы по доверенности могут сколько угодно ездить на автомобиле с российскими номерами без регистрации. Достаточно иметь казахстанскую страховку и раз в год выезжать в Россию, чтобы проходить техосмотр. В приграничном регионе это не проблема, ведь Омск от Петропавловска находится даже ближе, чем Нур-Султан.
Заместитель руководителя областной инспекции транспортного контроля Андрей МАРКОВ заверил корреспондента “Времени”, что пройти техосмотр в Петропавловске машины с российскими номерами не смогут, так как базы в ЕАЭС не объединены. Машины должны проходить техосмотр в стране, где они поставлены на учет. Все лайфхаки, которые распространяются в интернете среди водителей, что можно просто сфотографировать машину и, отправив по WhatsApp, получить заключение, по мнению Маркова, в Северо-Казахстанской области не сработают. Операторов техосмотра тщательно контролируют. Удаленный техосмотр без реального осмотра автомобиля считается фиктивным, и таких фактов в регионе зафиксировано не было.
Но вот прошли ли эти машины техосмотр и есть ли другие положенные документы, как выяснилось, никто толком не проверяет.
Так что налоги от этих машин уходят в Россию, а вот дороги и воздух они портят в Казахстане.
Сейчас проблему, которая обрела серьезный масштаб, пытаются решить на правительственном уровне. Осенью депутаты парламента рассмотрят проекты изменений в законодательство, чтобы с начала 2020 года появилась возможность регулировать поток ввозимых зарубежных автомобилей. Возможно, введут некую временную регистрацию, которая позволит привязать автомобиль к казахстанцу хотя бы в базах данных.
Вопрос о необходимости введения обязательной временной регистрации транспортных средств, зарегистрированных в государствах - членах ЕАЭС, которые подолгу эксплуатируются в Казахстане, поднимали и на уровне Министерства внутренних дел.
Комитет административной полиции отрапортовал, что вопрос проходит стадию обсуждения с госорганами и общественными объединениями.
Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана “КазАвтоПром” и вовсе потребовал запретить в стране эксплуатацию машин, не подходящих под стандарт Евро-4, а другие ввозимые иномарки регистрировать с уплатой утилизационного и других сборов, налогов и пошлин.
В департаменте полиции Северо-Казахстанской области корреспонденту “Времени” затруднились ответить, сколько транспортных средств из России и Армении разъезжает по дорогам Петропавловска, потому что количество ввезенных транспортных средств из этих стран попросту не фиксируется, а вопрос о постановке их на временный учет находится на стадии рассмотрения. В полиции утверждают, что препятствий, для того чтобы штрафовать нарушителей на дорогах, особых нет, какой бы машиной ни управлял водитель. Иностранцев, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства в случае совершения правонарушений привлекают к административной ответственности на общих основаниях.
Несмотря на то что все знают о проблеме наплыва иностранных машин, ситуация не меняется.
“Рейдовые мероприятия, направленные на остановку и проверку документов транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, не проводятся. В соответствии со статьей 52 закона РК “О дорожном движении” остановка автомашин производится только в восьми случаях. Беспричинная остановка ТС вне зависимости от места регистрации запрещена”, - пояснили в пресс-службе областного департамента полиции.
Не смогли в полиции четко ответить и на вопрос о том, как часто составляют административные протоколы в отношении североказахстанских водителей, управляющих автомобилями с иностранными номерами, и платят ли они их потом.
Вот все, что смогли пояснить по этому поводу в пресс-службе департамента полиции Северо-Казахстанской области: “Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Казахстан, подлежит ответственности согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях. С начала текущего года привлечено к административной ответственности по протокольной форме 1447 правонарушителей на сумму около 12 млн тенге”.
Складывается впечатление, что всем удобно, что практически каждая вторая легковая машина в городе - невидимка для видеокамер, фиксирующих нарушения ПДД. Автомобили с российскими номерами никому особо и не мешают, а их водители чувствуют себя на родных дорогах вполне комфортно.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск