2447

Попал под раздачу

Костанаец Фазыл ТАЖИБАЕВ всеми возможными способами пытается защитить от произвола своего племянника Нурсултана. Он намерен привлечь к уголовной ответственности полицейских, которые 16 месяцев на полном серьезе расследовали очевидный оговор.

Попал под раздачу

Двадцать девятого марта 2015 года Нурсултан с тремя приятелями засиделись допоздна в одном из ночных клубов Костаная. Когда решили отправиться по домам, выяснилось, что почти все деньги они оставили в кассе заведения. С 500 тенге в кармане они уговорили таксиста-бомбилу отвезти их на другой конец города, пообещав доплатить на месте требуемую сумму. Таксист дал по газам и через несколько сот метров попался на глаза полицейскому автопатрулю. Зафиксировав превышение скорости, инспекторы потребовали от водителя остановиться, но тот отказался повиноваться. Началась погоня.

- Как мне позже рассказывал Нурсултан, в салоне началось что-то вроде паники, - говорит Фазыл Тажибаев. - Парни просили водителя остановиться, но он брякнул им, что не может, потому что, мол, выпивши. Гонка по городу завершилась аварией со случайной машиной. Приятель моего племянника выскочил из салона и побежал куда глаза глядят. Водитель второго авто подумал, что это шофер пытается скрыться от ответственности, и кинулся за ним. Догнал и скрутил. Тут подоспели полицейские. И в этот момент водитель, подвозивший ребят, возьми и заяви: его пассажиры завладели машиной и за рулем был не он!

Всю компанию, конечно, тут же допросили, а наутро упекли вместе с водителем в каталажку как преступную группу похитителей авто. Затем к этому списку преступлений добавилась еще и заявленная таксистом кража борсетки с деньгами и смартфоном. Самое интересное, что вскоре всех ребят отпустили под залог, кроме Нурсултана Тажибаева, хотя улик против него не было никаких. В итоге он попал под арест и был вынужден томиться в СИЗО. Предъявленные ему уголовные статьи были из разряда тяжелых, ему грозило до 12 лет лишения свободы.

Но затем выяснилось, что таксист не столь уж простой человек - он гражданин Германии. А когда перед ним возникла угроза привлечения к ответственности за оговор, он сбежал из Казахстана.

Следствие длилось 16 месяцев. За все это время, несмотря на отсутствие каких-либо доказательств, никто и не думал снимать обвинения с Тажибаева и его друзей. В конце концов дело было изъято из Северного отдела городской полиции и передано в порядке надзора в областной ДВД. Лишь тогда начались позитивные для парней подвижки. Безусловно, громадную роль в установлении справедливости сыграл Фазыл Тажибаев, который, досконально изучив все материалы дела, изо дня в день обивал пороги различных силовых ведомств. Защищая племянника, он добился у высоких начальников понимания, что дело это шито белыми нитками.

В августе 2017-го прокуратура приняла постановление о прекращении уголовного преследования в отношении всех подозреваемых по реабилитирующим основаниям: за отсутствием в их действиях состава преступления.

- Мой племянник, конечно, сильно пострадал, эта история ему сильно навредила: испортила репутацию, он лишился работы… - тяжело вздыхает Фазыл Тажибаев. - Ему пришлось просидеть более двух недель под арестом, затем мы всей семьей едва наскребли почти 5 млн тенге, которые были нужны в качестве залога. Несмотря на внесение денег, Нурсултан еще 9 дней оставался под стражей совершенно незаконно... Короче говоря, получив право на реабилитацию, он решил им воспользоваться и обратился с иском в суд, призвав к ответу департамент полиции.

Но не тут-то было! Суд первой инстанции отказал Нурсултану Тажибаеву в каких-либо требованиях. В апелляции это решение удалось сломать с помощью прокурорского протеста. Повторное рассмотрение дела закончилось решением о взыскании с ДВД 250 тысяч тенге в качестве возмещения морального вреда и материального ущерба пострадавшему. Мизерность этой суммы в сравнении с размером страданий, перенесенных молодым человеком и его родственниками, обусловила появление новой жалобы. Но вместо желаемого результата Тажибаев вновь получил отказ - теперь уже по причине того, что ДВД был назван “ненадлежащим ответчиком”. По логике суда материальные претензии истец должен был предъявить не полиции, а Минфину.

Тем не менее борьба продолжилась.

- Дело же не в деньгах! - восклицает дядя Нурсултана. - В конце концов более-менее приличную компенсацию суд назначил. Я не пойму вот чего: почему никто из сотрудников полиции и прочих силовых структур и даже адвокатов противной стороны, поддерживавших ложную версию событий, не понес наказание за этот правовой беспредел?

Сколько ни бьются Тажибаевы, а добиться ничего не могут. Силовики в упор не хотят видеть в показаниях бомбилы из Германии заведомой лжи, которая могла окончательно поломать судьбы сразу четырех человек. При этом никто не хочет привлекать к ответственности и бравых служивых, “проглядевших” оговор.

- Все наши обращения перенаправляются в структуры, на сотрудников которых мы жалуемся, - сокрушается Тажибаев. - Конца и краю этой бумажной круговерти не видать. Но это же не дело! Я считаю так: замарались сотрудники полиции - пусть отвечают. Но их крышует высокое начальство на всех уровнях. А это значит, что они перестают бояться нарушать закон. Как же тогда жить, если понимаешь, что в правоохранительной среде закон не уважают?

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть