Покаяние
Депортированная из Сирии многодетная мать Акмарал АЛМАГАМБЕТОВА, которой грозит пять лет колонии, обещает написать книгу о своей жизни в халифате.
Из арабской республики 32-летнюю актюбинку доставили в начале мая в рамках спецоперации “Жусан”. И стоило ей только сойти с трапа самолета, как на ее руках защелкнулись наручники. Ведь еще в 2013 году после ее отъезда в Сирию в отношении Алмагамбетовой правоохранительными органами были возбуждены уголовные дела за пропаганду терроризма и экстремизма, а также разжигание религиозной розни.

Тем временем все 2,5 месяца после возвращения на родину женщина провела в СИЗО. Столько же длилось следствие. А во второй половине понедельника, 22 июля, ее доставили в суд №2 города Актобе. Обвиняемая была в широких штанах, теплой вязаной кофте и без платка.
Отвечая на вопросы председательствовавшей судьи Алимы АДИЛОВОЙ, подсудимая попросила разрешить ей давать показания на русском языке. Однако служительница Фемиды напомнила, что языком судопроизводства по просьбе самой же Алмагамбетовой изначально был определен государственный. Обвиняемая возражать не стала и поведала, что оказалась в сирийском Кобани шесть лет назад.
Как выяснилось, женщина наслушалась интернет-проповедей и через Кыргызстан и Турцию с помощью посредника отправилась на Ближний Восток. Там она держалась ближе к общине, состоявшей из выходцев Туркестанской области. На родине остались муж и трое несовершеннолетних детей. Они, к слову, и сейчас проживают с отцом.
- Знала, куда еду, поэтому решила их не брать, - призналась подсудимая.
Но на новом месте женщина недолго была одинокой. Так как оставшийся в Актобе муж не собирался следовать за женой, она заблаговременно дала ему талак и уже в Сирии вышла замуж за этнического азербайджанца. Но он умер. Затем актюбинка вышла замуж за иракца, однако через некоторое время развелась с ним. Потом Алмагамбетова совершила никях с выходцем из Дагестана, который погиб во время военных действий.
Там же родила мальчика и девочку. При этом за рождение детей халифат заплатил ей по 50 долларов на каждого. И еще 2,5 тысячи долларов в качестве некоего разового пособия по утере кормильца. Был у Алмагамбетовой и четвертый муж. Но так как он обращался с ней грубо, женщина сбежала от него.
- Я сама курдам сдалась, попросилась назад. Просила, чтобы меня включили в списки тех, кто хочет вернуться на родину, - призналась подсудимая.
Это было нынешней весной. А пять лет назад женщина несколько раз присылала первому мужу в Актобе через приложение WhatsApp сообщения, в том числе касающиеся мученической смерти. В них, по заключению экспертизы, содержались пропагандистские идеи запрещенной в Казахстане экстремистской группировки ИГИЛ.
Но с тех пор актюбинка, как уверяла на следствии, поменяла свое отношение к Исламскому государству. Поэтому попросила прокуратуру заключить процессуальное соглашение о признании вины. Никаких препятствий для этого гособвинитель Азамат БАЙБОЛАТОВ не увидел, поскольку подсудимая не оспаривает ни подозрение, ни обвинение, а также имеющиеся по делу доказательства. Он просил в качестве наказания для Алмагамбетовой пять лет лишения свободы в колонии средней безопасности.
Однако судья Алима Адилова не стала возбуждать согласительное производство и рассматривать дело в сокращенном порядке. Так как сделку предлагалось заключить на основе обновленного закона, а действия, совершенные подсудимой, подпадают под старый Уголовный кодекс. Поэтому судья отправила прошение о заключении процессуального соглашения на доработку и дала на это недельный срок.
Что касается четвертого и пятого ребенка осужденной, рожденных в Сирии, то о них сейчас заботится государство.
При этом не исключено, что четырехлетний Акрам и двухлетняя Нурия (имена детей изменены) позже вместе с мамой пройдут процедуру ДНК. Дело в том, что на них у Алмагамбетовой не оказалось никаких документов. К тому же известны случаи, когда, убегая с мест бомбежек, присягнувшие на верность халифату по разным причинам забирали с собой чужих детей.
Сама осужденная в будущем намерена написать книгу о своих заблуждениях и мытарствах в Сирии, чтобы уберечь других женщин от роковых ошибок.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУСМИПАЕВОЙ, Актобе

