3235

Навязчивый сервис

Абоненты мобильных операторов теряют деньги из-за платных сервисов, на которые они не подписывались

Навязчивый сервис

В мае этого года президент международного фонда защиты свободы слова “Əділ сөз” Тамара КАЛЕЕВА, пользующаяся услугами мобильного оператора Kcell, обнаружила, что с баланса ее телефона таинственным образом пропали 20 тысяч тенге, которые она закинула туда месяцем ранее. На звонки и SMS эти средства уйти не могли, поскольку у правозащитницы установлен тариф, предполагающий ежемесячную оплату в размере 2100 тенге, поэтому она отправилась в офис оператора разбираться. И каково же было удивление Тамары Калеевой, когда ей заявили, что она подписана на ряд платных сервисов.

- Говорят: вы подписаны на платные порталы, - рассказывает Тамара Мисхадовна. - Я отвечаю: я никогда не подписывалась на платные порталы. Они мне: вы, наверное, это сделали нечаянно. Но как я нечаянно могла подписаться на какой-то эротический сайт или спортивный портал? Я никогда в жизни не интересовалась спортом!

Еще в этих SMS было написано: вы можете отписаться, послав сигнал Stop на такой-то номер. Я тут же отписывалась, но оказывается, что это не имеет никакого значения: эти SMS шлют, шлют, шлют. Они все это посмотрели и сказали, что внесут меня в черный список и больше никаких платных подписок не будет. После этого я попросила, чтобы мне создали личный кабинет Kcell. Но через пару дней я увидела, что рассылки снова идут. Каждые 15 минут! Оказалось, что к тому времени я получила 600 SMS-сообщениий, все они были одинакового содержания: вы подписаны на такой-то портал, и все. Я снова помчалась в Kcell, они мне предложили форму заявления: три линии, на которых я должна была уместить суть проблемы. Но я сказала, что так заявления не пишут. В итоге мне сообщили фамилию исполнительного директора, и я накатала большое заявление. Описала всю ситуацию, сказала, что считаю это мошенничеством, потребовала вернуть мне деньги и навести порядок. Кроме того, я сказала, что в противном случае буду обращаться в суд.

За то время, что Kcell готовил ответ, Тамара Калеева узнала, что не одинока в своей проблеме: в интернете существуют целые форумы, объединяющие людей, попавших в аналогичную ситуацию.

“Оказывается, не одна я пострадала, это уже система. Есть сайт https://vse.kz/.../746855-glavnyj-topik-o-kcellactiv-.../page-84, где люди давно жалуются на тучи платных SMS с номера 2083 и им подобных, а операторы винят самих абонентов”, - писала она на своей странице в Facebook.

На этих форумах люди писали, что не смогли ничего добиться, но в случае с Тамарой Калеевой все было иначе: скорее всего, сыграло роль то, что она является известной правозащитницей. В один прекрасный день ей позвонила девушка, назвавшаяся сотрудницей Kcell, и заявила: проверьте свой счет, вам вернули деньги. И действительно, на счет упали средства, причем сумма оказалась гораздо больше той, что, по мнению Тамары Калеевой, у нее сняли, - 38 тысяч тенге.

- В обозначенный срок я получила официальный ответ, - рассказывает она. - Они назвали всех провайдеров, которые якобы рассылают сообщения без ведома Kcell. Сказали, что Kcell тут ни при чем, все претензии к ним. Тем не менее, говорят, провайдеры решили вернуть вам деньги. Каким образом до этих провайдеров дошла информация? Не иначе, им скинули мое заявление, хотя Kcell тут вроде бы ни при чем!

Провайдерами, по информации Kcell, оказались ТОО “Zero Gravity”, ТОО “Телематикс Азия”, ТОО “Информ Мобил Казахстан” и ТОО “RGK Production Kazakhstan”. И хотя мобильный оператор утверждает, что он совершенно ни при чем, по крайней мере две эти компании - Zero Gravity и “Телематикс Азия” - указаны на сайте Kcell как его партнеры по разработке дополнительных услуг и мобильному маркетингу.

- Kcell с ними работает на договорных началах, - говорит Тамара Калеева. - Есть производитель контента, есть провайдер, есть оператор. Провайдер, видимо, должен иметь договор с производителями контента, хотя ни одного содержательного сообщения я не получила - только извещения о том, что я подписана на такой-то портал. Ну а оператор Kcell уже заключает договор с провайдерами, на каких условиях, не знаю. Но когда я опубликовала свой пост в Facebook, в обсуждении люди предполагали, что оператор берет себе часть прибыли. Я кинула клич таким же пострадавшим: давайте двигаться дальше! Но потом меня просветили, что далеко не все из них работают в Казахстане. Сидят там где-нибудь в Малайзии, а Kcell предложили хороший договор. Удивительно вот что: эта информация идет давно как про Kcell, так и про других операторов. Так почему оператор не предпринимает никаких действий, чтобы сохранить свою репутацию? Кто про этих провайдеров знает? А то, что это идет через Kcell, все пострадавшие знают!

Между тем статья 36 закона о связи, в которой речь идет о правах пользователей, гласит: при предоставлении посредством отправки SMS доступа к интеллектуальным услугам вроде лотерей, викторин, служб знакомств (как раз то, с чем столкнулась Тамара Калеева) и т.д. оператор сотовой связи обязан, опять же с помощью SMS, уведомить абонента о стоимости данной услуги.

“Плата за данную услугу взимается в случае подтверждения абонентом отправки сообщения, при этом плата за подтверждение с абонента не взимается. Если оператор связи не уведомил абонента о стоимости короткого текстового сообщения по предоставлению доступа к интеллектуальным услугам (лотерея, голосование, телевикторина, викторина, справочно-информационные службы, службы знакомств), то плата за данную услугу не взимается”, - говорится в законе.

Мы обратились в пресс-службу Kcell с официальным запросом по поводу этой истории. Ответ получили вопреки закону о СМИ не в семидневный срок, а спустя почти две недели.

В ответе было сказано, что компании Zero Gravity, “Телематрикс Азия”, “Информ Мобил Казахстан” и RGK Production Kazakhstan являются партнерами Kcell по предоставлению VAS-услуг (аббревиатура от англ. value added services - “дополнительные услуги”).

Мы также поинтересовались у мобильного оператора, что делать абоненту, если он, сам того не понимая, подписался на платные услуги.

“Прежде всего мы рекомендуем проверять все входящие SMS. Так можно быстро обнаружить случайную подписку на платные услуги и сразу от нее отписаться. Сделать это достаточно просто. Вместе с SMS-уведомлением о подписке на платную услугу абоненту всегда приходит цифровая комбинация, при помощи которой он может самостоятельно отключить подписку на данную услугу. Подтверждение об окончании подписки тоже приходит в виде SMS-сообщения. В случае если по какой-то технической причине самостоятельно отменить подписку не получается, абонент всегда может это сделать через круглосуточную службу поддержки по номерам 3030 (для абонентов Activ) и 9090 (для абонентов Kcell)”, - говорится в ответе.

Отвечая на вопрос, может ли абонент закрыть свой номер от подобных рассылок, мобильный оператор заявил, что для этого абоненту нужно прийти в офис компании.

“Конечно, это можно сделать в любом абонентском центре компании Kcell через подачу письменного заявления. Номера абонентов по таким заявлениям вносятся в специальный список, для которых закрыта подписка на платные услуги”, - сказано в ответе на наш запрос.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть