5306

Опасно для жизни

Почему в Казахстане терпят крушения самолеты малой авиации

Опасно для жизни

Малая авиация страны понесла очередную потерю: в минувший четверг в Целиноградском районе Акмолинской области разбился Ан-2, выполнявший химическую обработку полей. Пилот погиб на месте, еще двое находившихся на борту мужчин попали в больницу с различными травмами. По свидетельству очевидцев, во время полета самолет зацепил линию электропередачи, в связи с чем и произошла трагедия. По версии специалистов, вероятнее всего, крушение самолета случилось из-за использования обычного автомобильного бензина марки Аи-95, в то время как производитель Ан-2 и госорганы запрещают летать на этом виде топлива.

Ан-2 выпускают уже более 70 лет, и этот самолет остается одним из самых надежных в малой авиации. Разумеется, при правильной эксплуатации. Сколько “кукурузников” летает в Казахстане, точно никто не знает. Госорганы признают, что в стране есть и не охваченные контролем самолеты. Чаще всего их используют для сельхозработ - обработки полей химикатами.

Вот и лайнер, принадлежавший ТОО “Авиакомпания Навигатор”, разбрасывал химикаты в 125 км от Нур-Султана. Нужно отметить, что такие виды работ проводятся на низкой высоте, чтобы вещества не развеяло ветром во все стороны. При этом пилот должен обладать высоким мастерством, чтобы в нужный момент резко подняться в воздух, например, облетая линии электропередачи. Мощностей Ан-2 для таких виражей вполне достаточно, но есть одно “но”: самолет выполнит маневр, если заправлен нормальным топливом.

К сожалению, отечественные эксплуатанты предпочитают использовать автомобильный бензин Аи-95, Аи-96, Аи-98 зачастую неизвестного происхождения, поскольку это гораздо дешевле, чем авиационное топливо. Поэтому, вероятнее всего, 20 июня Ан-2 просто не смог набрать нужную высоту, из-за чего и произошло столкновение с проводами.

Но трагедии можно было избежать. Действительно, долгие годы владельцам “кукурузников” на всем пространстве СНГ разрешали летать на бензине, но затем польский завод - изготовитель Ан-2 WSK PZL-KALISZ добился того, чтобы в России такие полеты были запрещены, и в 2018 году это произошло.

В Казахстане же полеты Ан-2 на бензине официально разрешены комитетом гражданской авиации (КГА) с 2008 года. Правда, с оговоркой: только в том случае, если самолет не перевозит людей. То есть при проведении авиационно-химических работ заправлять Аи-95 можно, однако польские производители “кукурузников” еще осенью 2018 года прислали официальное письмо в КГА с требованием о запрете полетов на бензине. Аналогичный документ получили и авиакомпании, эксплуатирующие Ан-2.

И вот с тех самых пор топливный вопрос уже поднимали в Главной транспортной прокуратуре и в управлении по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ). Надзорный орган, например, прямо указывал, что возросшее число катастроф в малой авиации напрямую связано с автомобильным бензином, и требовал привлечь к ответственности должностных лиц КГА, а также приостановить разрешения на полеты тем авиакомпаниям, которые грубо нарушают требования авиабезопасности.

А в апреле этого года в Алматы прошло большое совещание с экс­плуатантами малой авиации под председательством тогда еще и. о. зампреда КГА Тоты АМИРОВОЙ. Выступали на этом мероприятии и представители УРАПИ. Основной спор возник как раз из-за бензина: владельцы самолетов клялись, что летают на Аи-95 только над полями, причем без пассажиров, а сотрудники управления по расследованию происшествий настаивали, что комитет гражданской авиации должен раз и навсегда запретить заливать автомобильный бензин в самолеты. Тоты Амирова признала: контро­лировать малую авиацию комитет не в состоянии, поскольку страна большая, “кукурузников” много, а полей, нуждающихся в химобработке, еще больше. Но вот незадача - авиаторы льют Аи-95 в баки даже при перевозке больных!

- 22 декабря 2018 года при выполнении санитарного полета по маршруту Атырау - Ганюшкино совершил вынужденную посадку Ан-2 авиакомпании “Орлан-2000”. Эксплуатант не отрицал использования бензина Аи-95, сейчас расследование этого происшествия завершается, - подчеркнул сотрудник УРАПИ Нурлан АККУЛОВ. - В 2015 году было крушение Ан-2, пять человек погибли - тоже летели на бензине! Я лично с врачами в Атырау встречался, они боятся летать, но других вариантов нет, им приходится. У нас много таких фактов, но мы уже пришли к тому, что люди боятся подниматься на борт Ан-2 из-за того, что авиа­компании экономят на топливе! Самолеты падают, люди гибнут! Я сам на Ан-2 летал. Я же прекрасно знаю, что на бензине он греется и высоту не набирает!

Любопытно, что Тоты Амирова прервала это выступление:

- Дайте другим людям сказать, мы что, воспитывать их тут должны? Дайте нам официальную бумагу, результаты расследования, чтобы мы принимали меры.

И вот с того совещания прошло больше двух месяцев, и, как мы видим, никаких мер не принято. Тоты Амирова за совершение дисциплинарного проступка уволена из КГА. А “кукурузники” продолжают падать...

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть