5137

Это уже не игрушки!

“Музей” проглоченных вещей создали медики Восточно-Казахстанской области, чтобы предостеречь родителей от покупки некачественных и опасных игрушек. Одновременно с докторами-практиками бьют тревогу и санитарные врачи: в торговых точках регулярно изымают игрушки с повышенным содержанием формальдегида и других вредных веществ.

Это уже не игрушки!
Хирург Михаил ПУШКАРЕВ демонстрирует проглоченные детьми “экспонаты”.

За последние четыре месяца служба охраны общественного здоровья несколько раз наведывалась в торговые точки региона, чтобы проверить качество игрушек. Для исследования было взято 96 образцов, 68 из которых забраковали. По большей части несоответствия касаются маркировки. К примеру, одним из нарушений считается отсутствие информации о возрасте ребенка, на который рассчитан конструктор или трансформер.

А вот торговцы в Усть-Каменогорске проштрафились куда более серьезно. В апреле на прилавках выявили два вида игрушек, которые не соответствуют требованиям по санитарно-химическим показателям. Так, безобидный на первый взгляд Шрек китайского производства содержал сверх нормы сразу два вредных вещества: формальдегид и изопропиловый спирт. В игрушке пони, тоже из Поднебесной, содержание спирта и вовсе составило 0,6 миллиграмма на литр при норме 0,1.

- Проводятся мероприятия по изъятию несоответствующей продукции и установлению импортера товара, - говорит руководитель департамента охраны общественного здоровья Восточно-Казахстанской области Газез СУЛЕЙМЕНОВ. - В основном игрушки с нарушением требований технического регламента Таможенного союза о безопасности были произведены в Китае либо производитель неизвестен. Единичные случаи нарушений маркировки выявлены в отношении игрушек из России и Узбекистана.

Как показывает практика, нарваться на брак можно не только на рынке, но и в крупных магазинах. Поэтому санврачи рекомендуют родителям перед покупкой игрушки понюхать ее и даже лизнуть.

Тщательнее подходить к выбору игрушек советуют и доктора хирургического отделения областного Центра матери и ребенка (ЦМиР).

- Игрушки китайского производства, которыми наш рынок завален, легко ломаются, имеют мелкие детали, а дети нередко проглатывают их, - говорит заведующий отделением Кайрат РАХИМЖАНОВ.

В неделю в хирургию поступает как минимум один пациент, проглотивший инородный предмет. Большинство - дети до шести лет, но бывают и ребята в возрасте от 7 до 14 лет.

Головной болью хирургов стала весьма популярная у ребятни игрушка неокуб, которая состоит из множества мелких круглых магнитов. Или Orbeez - тоже шарики, только мягкие, которые в жидкости способны увеличиваться в размере в несколько раз.

- Было у нас несколько детей, которые глотали магниты от неокуба, пришлось их неоднократно оперировать, - говорит врач Степан ИЗНАИРОВ. - Шарики в разных уровнях кишечника сближаются и слипаются, происходит перфорация, или дырка в кишечнике.

По словам медиков, если инородный предмет попадает в желудок - это не так страшно. Есть шанс, что он выйдет из организма естественным путем. Куда страшнее, если речь идет о дыхательных путях. К примеру, 1 января этого года доставили подростка, который открывал зубами бутылку с шампанским, и пробку под давлением вбило ему в трахею. Оперировали его прямо в приемном покое - спасли...

Впрочем, все зависит от того, что именно проглотит ребенок. Если это иголка, гвоздь или открытая булавка - такое тоже бывало, - опасно при любом раскладе. То же самое касается батареек. Они окисляются и вызывают серь­езный ожог слизистой оболочки.

- Родители часто оставляют в местах, которые доступны ребенку, мелкие предметы: пуговицы, монеты, бусины, а также емкости с крупами, бобовыми, а этого категорически делать нельзя, - предупреждает Кайрат Рахимжанов.

В отсутствие санитарно-про­светительской работы в СВА и поликлиниках доктора ЦМиР хотят достучаться хотя бы до родителей маленьких пациентов. На протяжении нескольких лет в отделении хирургии существует “музей” проглоченных детьми вещей.

- Музей - это громко сказано, - смеется заведующий. - У нас есть стенд, на котором мы размещаем инородные тела, которые проглатывают дети. Стараемся его обновлять, но только наиболее интересными “экспонатами”.

А интересного тут много: шпилька, ключ, комсомольский значок и даже ручка от металлической ложки.

- Это только один обломок ложки на стенде, парнишка проглотил их три, - поясняет доктор. - Но он сделал это специально.

Этот случай произошел около десяти лет назад. Пациентом оказался трудный подросток, который, видимо, захотел хоть ненадолго сменить казенное учреж­дение, в котором он находился, на больничную палату…

- А в основном извлекаем монеты, - рассказывает Степан Изнаиров. - Чаще всего родители подозревают, в чем причина недомогания ребенка. Они замечают, что пропали детали от каких-то игрушек, к примеру.

А однажды поступил ребенок, который полгода ходил с инородным телом в легком. Его привезли уже с абсцессом.

Часто родители не замечают, что их чадо имеет привычку проглатывать свои волосы. Такие пациенты, по словам докторов, встречаются ежегодно. Чаще всего это подростки.

- Волосы, которые ребенок постоянно проглатывает, попадают в желудок, смешиваются с пищей и образуют потом инородное тело - наподобие кошмы. Конечно, это процесс не одного дня - сгусток формируется несколько месяцев, - говорит врач. - В этом случае удаление происходит только оперативным путем. А дальше с такими детьми работают психологи или психотерапевты.

Понятно, что в первую очередь ответственность за ребенка несут родители. Перекладывать вину на кого-то за то, что ребенок проглотил магнит или голову Стива из конструктора Minecraft, по меньшей мере неразумно. Недосмотрели, что называется. Но как узнать, что тот же пони может стать отравой, если ребенок специально или нечаянно его лизнет? По данным комитета охраны общественного здоровья, формальдегид обладает раздражающим действием и общей токсичностью. Он вызывает рвоту, кашель, спазмы бронхов, негативно воздействует на центральную нервную систему.

Каждый раз спрашивать у продавца сертификат? Вряд ли все покупатели будут это делать.

По информации комитета, причиной поступления на рынок некачественных детских игрушек является бесконтрольный ввоз мелких партий в ручной клади.

Кстати, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом количество небезопасных и некачественных игрушек в целом по Казахстану увеличилось на 16,2 процента.

Елена СУПРУНОВА, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть