Нажми на кнопку - получишь результат
Оператор ЭВАК (автоматизированная информационная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах) не получил в этом году полмиллиарда тенге с покупателей автомобилей.
После выхода материала о том, что казахстанские потребители платят деньги за услугу, которую им никто не оказывает (см. “Система “ниппель”, “Время” от 24.4.2019 г.), в редакцию газеты обратилось руководство Института космической техники и технологий, который с января этого года в Казахстане определен официальным оператором ЭВАК. Нам предоставили документы, показывающие, что в этом году полмиллиарда тенге при первичной регистрации машин в нашей стране предприятие не получило.
По закону “О дорожном движении” все собираемые в Казахстане автомобили или ввозимые в страну из-за рубежа должны быть оборудованы тревожной кнопкой ЭВАК или ГЛОНАСС. Но в реальности из тех 18 528 авто, что прошли первичную регистрацию, зарегистрировались у оператора только около 4300. Остальные просто проигнорировали требование законодательства.
Заместитель директора Института космической техники и технологий Нурлан САТЕРОВ говорит, что эти четыре с лишним тысячи машин были проданы всего двумя производителями - “АзияАвто” и “КАМАЗ-Инжиниринг”.
- Все остальные соглашаются, что система вызова экстренной помощи необходима, обещают заняться этим вопросом вплотную, но в итоге воз и ныне там, - говорит Сатеров. - Причина в том, что в законе “О дорожном движении” четко прописано требование по системе безопасности, но не предусмотрена какая-либо ответственность за его нарушение. В Казахстане к системе ЭВАК должны подключаться и автобусы с транспортом, перевозящим опасные грузы. Но эта норма просто игнорируется. Хотя акиматы, проводя конкурсы на обслуживание городских и междугородных маршрутов, могли бы включать это требование в техническую спецификацию своих тендеров. Но это не делается даже в столицах. Прорыв есть только в Талдыкоргане, где сейчас наблюдается снижение аварийности на общественном транспорте, так как система позволяет отслеживать и среднюю скорость, с которой ездят водители автобусов.
Кроме того, истина в словах председателя совета директоров союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана “КазАвтоПром” Олега АЛФЕРОВА по поводу того, что 99 процентов автомобилей не подключено к системе ЭВАК, есть, если говорить обо всем автопарке страны. Но если рассматривать только автомобили, регистрируемые в последние два года, то, по словам другого заместителя директора Института космической техники и технологий Дениса ЕРЕМИНА, к системе ЭВАК уже подключено 47 326 транспортных средств.
Еремин попытался объяснить и то, почему сложился такой высокий тариф за подключение к системе экстренного вызова тех машин, что оборудованы не казахстанским вызывающим устройством. По его словам, тут не получается так, что “иностранцы” оплачивают за “наших”, регистрирующихся бесплатно.
- В Казахстане все сотовые операторы должны бесплатно пропускать через свои сети вызовы о безопасности, - объясняет представитель оператора. - Мы заключили договоры со всеми нашими операторами. Но вот у производителей устройств, связанных с ГЛОНАСС, таких договоров нет. Поэтому экстренный вызов из авто, оборудованных российской экстренной кнопкой, идет по роумингу в Россию и лишь потом приходит к нам. Один такой вызов сразу обходится в 169 тенге, которые будут автоматически сняты со счета оператора. Мы много раз говорили: прошейте свое устройство под ЭВАК, и не надо будет платить свыше 29 тысяч тенге при первичной регистрации автомобиля.
По расчетам оператора ЭВАК выходит, что каждый автомобиль будет эксплуатироваться не менее 15 лет. И в среднем каждый год водители будут делать по 6,07 вызовов. Эти цифры умножили друг на друга, прибавили прогнозную инфляцию, включили туда свои накладные расходы в сумме 3388 тенге, приплюсовали НДС и получили итоговые 29 088.
Более того, этот тариф утвержден антимонопольщиками, которых смогли убедить в его обоснованности.
Я был в диспетчерской оператора ЭВАК. За тот день оператор получил около 500 вызовов, слава богу, ложных, или, как объяснили в институте, тестовых. Это больше одного процента от 47 326 зарегистрированных экстренных устройств.
Сатеров и Еремин не видят в этом ничего странного. Говорят, что люди просто от любопытства нажимают кнопку вызова, чтобы посмотреть, что будет дальше.
Между тем система действует уже больше 120 дней. За это время все, мягко говоря, безалаберные автолюбители гипотетически должны были бы выйти на связь с диспетчером ЭВАК хотя бы один раз, тем более что при получении водительских прав справка из психдиспансера у нас обязательна. Но нет - жмут и жмут.
Нурлан Сатеров глюк в системе отрицает. По его словам, исключен и автоматический вызов при небольшом ДТП. Система без участия водителя сработает только при очень сильном ударе. Но вызовы идут в немыслимой к зарегистрированному транспорту пропорции. При этом на сайте ЭВАК последнее реальное ДТП, о котором в диспетчерскую пришел вызов, случилось 30 марта, когда в столице столкнулись “тойота” и “лада” и водитель первой машины нажал кнопку экстренного вызова.
Кстати, мне предоставили возможность самому нажать такую кнопку в автомобиле одного из сотрудников института. Сработала. Правда, диспетчер вышел на связь лишь после повторного вызова. Первый был отработан в автоматическом режиме, и, не дождавшись от водителя никакой информации, который, в принципе, мог быть уже и без сознания, система отключилась. При втором нажатии уже работал “человеческий голос”.
Справедливости ради надо отметить, что зимой благодаря ЭВАК десятки человек были спасены из снежных заторов на трассах. Но вот 29 088 тенге, на мой взгляд, не только дороговато, но и служит хорошим стимулом для коррумпирования сотрудников, занимающихся первичной регистрацией автомобилей. Когда вводится большой официальный платеж, всегда развиваются услуги по установке контрафактных устройств с липовыми сертификатами соответствия. Что, скорее всего, и происходит в итоге, раз к ЭВАК подключено лишь 4300 автомобилей из 18 528, прошедших регистрацию.
Тем более что, по словам Дениса Еремина, государство первые три года будет финансировать эту, безусловно, нужную услугу в размере 216 миллионов тенге в год.
Ну и что касается сомнений в статистике, то если бы каждый водитель в течение всего одного года каждые два месяца (6,07 раза в год) попадал в крупное ДТП, то вряд ли бы он захотел потом еще 14 лет водить машину.
В общем, дело нужное, но с тарифом что-то надо делать, тем более что для его пересмотра достаточно оснований.
Игорь НЕВОЛИН, фото автора и Владимира Третьякова, Алматы