4898

Погост с подселением

В Актау на закрытом городском кладбище продолжают хоронить умерших. В чужие могилы

Погост с подселением
Вместо могилы Неля Филонова нашла свежее захоронение.

Ситуация с ужасным состоянием местного христианского кладбища в Актау длится уже не первый год. Горы мусора, разрушенные могильные ограды, бомжи... Горожане побаиваются навещать усопших родственников в одиночку. Руководство погоста разводит руками: мол, финансирование скудное, поэтому охрану такой большой территории трудно обеспечить. Но самое ужасное: на этом кладбище появляются новые захоронения в старые могилы поверх давно усопших людей, родные которых устали обивать пороги всех инстанций с жалобами на творящийся здесь беспредел.

Женщина, вас тут не было!

В преддверии праздника Пасхи Христовой и родительского дня горожане потянулись на погост, чтобы привести в порядок могилки своих умерших родственников. И тут многих ждали неприятности. У одних могилки пострадали от рук вандалов: разбитые надгробия, вырванные с корнем ранее высаженные цветы и зеленые насаждения, сломанные деревянные кресты. Другим повезло меньше: с захоронений пропали железные оградки, которые бомжи сдают в пункты приема металлолома. Однако есть и вопиющие случаи...

Жительница Актау Неля ФИЛОНОВА пытается разобраться, куда пропали останки ее отчима, похороненного здесь еще в 1981 году.

- В прошлом году я пришла на кладбище на родительский день. Могилка отчима была недалеко от дороги, а ориентиром мне служила высокая оградка захоронения. Однако в тот день я долго не могла найти его могилу. Потом начала вспоминать, кто там рядом захоронен, и таким образом вышла на его могилу. Но на этом месте был похоронен совсем другой человек. Стоит новая ограда, новый крест и... могила женщины. Я сначала по­думала, что перепутала, но со мной была дочь, она точно все помнит. На следующий день пришла, покружилась вокруг и недалеко от того места обнаружила брошенную лавочку и кусок от нашего памятника, - рассказывает женщина.

Памятник отчиму вернули и даже холмик насыпали.

В доказательство, что это захоронение принадлежит именно отчиму, она показывает фотографии со дня похорон. Неля Филонова утверждает, что захоронение не было брошенным: хоть и стояло в некотором запустении, но выглядело вполне прилично. Женщина ждала, пока продаст квартиру отчима и на вырученные средства приведет могилу в порядок. Однако родственника Неля Филонова навещала каждый год в родительский день. Ей удалось выяснить, кто из жителей похоронил свою родню на том же месте.

- Я встретилась с этой женщиной, и она рассказала, что похоронила свою маму. Похороны ей организовывало одно из ритуальных агентств. По ее словам, ей показали на выбор три якобы уже вырытые ямы. Она выбрала ту, которая была близко к дороге: там рядом есть вода для полива. Это как раз место моего отчима. Но как там могли быть свежие ямы, если все места заняты и захоронения от 1980 года! Ну никак не может быть здесь свежих могил, - возмущается Неля Филонова.

Директор кладбища Жанна ТАЛАН (на снимке) в свою очередь говорит, что занимает эту должность всего год и за это время ей пришлось даже книгу жалоб завести по таким фактам.

- Есть люди, которые долго не ходят на могилы своих родных. Есть такие, кто уехал отсюда. И вот они при удобном случае, когда приезжают в Актау, идут навещать родственников, но не находят их могил. Таких случаев очень много. Площадь кладбища огромная, в штате всего два сторожа, за всем уследить невозможно. Кроме этого здесь ни разу не проводилась инвентаризация, мы не знаем, сколько у нас в общей сложности захоронений. Мне не оставили никаких журналов. Люди жалуются и на то, что в проходах появились свежие могилы. Как только я пришла на должность директора, то насчитала 25 свежих ям в проходах. Я специально дала распоряжение не засыпать их - только по жалобам посетителей. Сегодня такого здесь нет, я это жестко контролирую, провожу обход, - говорит Жанна Талан.

Невозможное возможно

Сегодня на этом христианском кладбище запрещено хоронить, так как нет мест. Исключение составляют захоронения в ограду (выкупленные места для родных) и для почетных граждан региона. Для последних на кладбище выделен специальный участок земли. Однако жители Актау не хотят хоронить родственников на новом кладбище в районе ТОО “МАЭК-Казатомпром” - далеко добираться. Люди обращаются к директору старого кладбища, но та их отправляет на новое. Тогда они ищут лазейки через ритуальное бюро. Мы решили выяснить, как в обход администрации кладбища можно получить здесь место. Все, с кем мы разговаривали, в один голос называли одно и то же ритуальное бюро.

Мы связались с владельцем этого агентства и, представившись бедными родственниками, поинтересовались о наличии мест на старом кладбище. Учитывая связи хозяйки с моргом, чтобы она не смогла выяснить про реально существующих усопших, придумали легенду, согласно которой на днях должны доставить тело покойного, завещавшего похоронить его на родине.

Акты вандализма - обычное дело.

В разговоре девушка сразу предупредила, что хоронить на старом кладбище запретили с 1 марта 2018 года. Однако если у нас есть родные, то можно подхоронить к ним. Родных не оказалось. Ехать на новое кладбище, которое находится далеко от города, я категорически отказалась. Настаивала именно на старом кладбище.

- Есть места, но они маленькие, размером два на два пятьдесят. И хоронить где-то между оградок тоже неприлично, - вроде как рассуждала вслух девушка и в конце концов пообещала решить проблему с местом, пусть даже небольшим по размеру!

После разговора я вновь обратилась к Жанне Талан за комментариями: как такое возможно? Ведь, судя по всему, девушка говорила именно про заброшенные захоронения, которые как раз и имеют такой размер. Увы, директор не смогла ничего пояснить.

Погосты переполнены

К слову, практика хоронить в одной могиле не нова. Во многих городах разрешено повторное захоронение, но только близким родственникам. К ним относятся братья, сест­ры, отец, мать, дедушки и бабушки одной семьи. Распоряжаться захоронением могут родственники того человека, который уже похоронен там. Они решают вопрос о том, кого можно подхоронить в данную могилу, а также могут расторгнуть незаконный договор захоронения. Что касается срока захоронения, то все зависит от типа почвы и прочих санитарных показателей. Именно они указывают на возможность повторного захоронения при соблюдении необходимых норм. Как правило, этот срок составляет 25 лет. Но, по словам Жанны Талан, на актауском кладбище грунт состоит в основном из песка, поэтому директор обратилась в СЭС за заключением, согласно которому повторные захоронения запрещены.

Вот-вот закроют и мусульманское кладбище, где мест осталось не более чем на месяц. Жанна Талан говорит, что обращалась в акимат за расширением данной территории, однако ей ответили, чтобы она делала это за свой счет.

- Содержание трех кладбищ отдают по тендеру на год. На эти цели из бюджета выделяется 8 млн тенге. Этих средств даже на достойное содержание не хватает, не то что на строительство. Сейчас акимат хочет выделить под захоронения участок в районе ­аэропорта, тоже далеко от города, хотя старое кладбище можно расширить: просто снести одну часть забора, там место есть, куда расширять. Но на строительные работы у моего предприятия денег нет, спонсоров тоже не можем найти. Да и какой смысл в этом, ведь неизвестно, выиграем мы тендер в этом году или нет, - говорит Жанна Талан.

И точно - на днях выяснилось, что объявленный тендер выиграла никому не известная в Актау фирма, предложив свои услуги всего за 5,5 млн тенге. К сожалению, связаться с новой компанией не удалось даже акимату. Что будет дальше твориться на кладбище и сколько еще левых захоронений появится здесь, никто не знает.

А между тем Неля Филонова уже год обивает пороги полиции и прокуратуры. Несмотря на то что возбуждено уголовное дело, его расследование пока не сдвинулось с мерт­вой точки. Хотя на самом кладбище после скандала, который устроила женщина, все же некоторые изменения произошли.

- Прихожу и вижу, что рядом с этой женщиной насыпали холмик и приставили памятник моему отчиму. А где сам гроб? Кто здесь похоронен и есть ли там мой отчим, никто не знает. Приставили скамейку, и получается, что сейчас я и чужой мне человек будем сидеть на одной скамейке и оплакивать своих родных, - негодует Неля Филонова.

В полиции сообщили, что расследование дела по статье “вандализм” приостановлено, так как нет подозреваемых лиц. Хотя еще несколько месяцев назад Неля Филонова получила ответ из прокуратуры, в котором ей сообщили, что УВД Актау обязали принять меры в отношении сотрудников, допустивших ненадлежащее расследование уголовного дела, а также тщательно изучить и проверить доводы заявительницы. О результатах и принятых мерах полицейских обязали оповестить заявителя. Но до сих пор ничего не предпринято.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора и Нели Филоновой, Актау

Поделиться
Класснуть