“Создали реальную угрозу безопасности...”
Судебный процесс по громкому делу старшего помощника генпрокурора Куралбека РАХМЕТОВА и старшего следователя Алмалинского УВД Михаила РЕШЕТОВА начался в Алматы. Им вменяется едва ли не десяток уголовных статей.
Согласно обвинительному акту, оглашенному в первый день процесса в минувший четверг, в 2015 году Куралбек Рахметов был назначен руководителем межведомственной следственно-оперативной группы (МСОГ) по делу в отношении экс-главы Алматинского департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Амирхана АМАНБАЕВА (в 2017 году, напомним, его приговорили к 14 годам лишения свободы за создание ОПГ, лжепредпринимательство, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями и т. д.). В ходе расследования Рахметов выделил в отдельное производство три уголовных дела: в отношении бывших сотрудников финполиции по фактам злоупотребления должностными полномочиями, в отношении разыскиваемых лиц по подозрению в лжепредпринимательстве, а также контрагентов лжепредприятий, подозревавшихся в уклонении от уплаты налогов. Однако позже глава МСОГ объединил все эти дела в одно производство и прервал по нему сроки досудебного расследования за розыском подозреваемых.
Меньше чем через месяц постановлением и. о. генерального прокурора по делу была образована новая МСОГ во главе со старшим помощником генпрокурора Ж. ДЖУМАГУЛОВЫМ. Однако он, как отмечается в обвинительном акте, работал спустя рукава, чем не преминул воспользоваться Рахметов, который, не имея к тому времени к МСОГ никакого отношения, фактически взял на себя руководство ею. И ему беспрекословно подчинялся как сам Джумагулов, так и остальные члены группы (среди них был и старший следователь Алмалинского УВД Михаил Решетов), которые в большинстве своем даже не знали, кто на самом деле является их начальником.
В результате, по версии следствия, Рахметов на протяжении полутора лет фальсифицировал доказательства, принуждал людей к даче ложных показаний и вообще делал все, что ему заблагорассудится - как говорится в обвинакте, “ложно понимая интересы службы, чувствуя мнимое превосходство, связанное с его властным положением и расследованием многоэпизодного дела, в котором фигурировали высокопоставленные должностные лица, из чувства карьеризма и желания самоутвердиться, основываясь на своих предположениях... но вместе с тем не желая утруждать себя поисками действительно виновных лиц”.
После всех перипетий в апреле 2017 года Рахметов направил дело в отношении 35 подозреваемых (28 из них сейчас проходят по делу в качестве потерпевших) в прокуратуру Алматы. Однако надзорный орган, изучив материалы дела, прекратил уголовное преследование в отношении 21 фигуранта за отсутствием в их действиях состава уголовного правонарушения. А в отношении оставшихся 14 человек материалы были возвращены следственной группе для производства дополнительного расследования.
Между тем Рахметов, отмечает обвинение, был сильно уязвлен решениями родного ведомства и задумал добиться их отмены, для чего вступил в сговор с Решетовым. Как сообщается в акте, вместе они выбрали одного из 14 фигурантов, дело в отношении которых не было прекращено, юриста Альнура ИЛЬЯШЕВА и уговорили его от своего имени подать в горакимат написанную Решетовым заявку на митинг по поводу решений зампрокурора Алматы Жаркынбека БАКАШБАЕВА, который якобы хотел возложить на оставшихся подозреваемых всю вину. В акимате отказали в проведении митинга, однако Ильяшев все же устроил несанкционированную акцию протеста возле горпрокуратуры. Кроме того, считает следствие, юрист по наущению Рахметова и Решетова дал интервью одной из газет, а также оставлял негативные посты в соцсетях.
“В результате последовательных и противоправных деяний Рахметова, действовавшего в преступном сговоре с Решетовым, в период со 2 мая 2017 года по
19 мая 2017 года путем распространения заведомо ложной информации, побудившей Ильяшева использовать СМИ и информационно-коммуникационные сети для проведения несанкционированного митинга, создана опасность нарушения общественного порядка и причинен существенный вред имиджу органов прокуратуры. Тем самым Рахметов и Решетов, используя в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия ложную информацию, создали реальную угрозу общественной безопасности и информационно-психологической безопасности общества в целом”, - говорится в обвинительном акте.
Позже дело в отношении Ильяшева и остальных подозреваемых тоже было прекращено по реабилитирующим основаниям. А некоторое время спустя под следствием оказались сами Рахметов и Решетов.
Однако вину свою они не признают, утверждая, что дело сфальсифицировано и строится лишь на косвенных голословных показаниях потерпевших. Так это или не так, предстоит выяснить в ходе процесса, который будет проходить в Алмалинском райсуде три раза в неделю.
Мадина АИМБЕТОВА, фото предоставлено стороной защиты, Алматы