17452

Ничего не вижу, ничего не слышу

Таможенник отказался от денег, объясняя это на двух языках, но все равно был задержан по подозрению в получении взятки

Ничего не вижу,  ничего не слышу
Кадр с видеозаписи задержания таможенника Серика ТЫНЫМБАЕВА опубликован на YuoTube, и во время разговора четко слышны его слова: “Керек жок, не надо”.

В Астане вот уже который месяц тянется следствие по делу трех сотрудников департамента госдоходов - заместителя руководителя Кайрата ДЖУМАГУЛОВА, начальника таможенного поста столичного аэропорта Жаната АЙТЕНОВА и специалиста Серика ТЫНЫМБАЕВА. Всех троих подозревают в получении взятки от контрабандистов, которые ввезли в Астану около 6 кг золота. Выявили это преступление сотрудники антикоррупционной службы Астаны, однако впоследствии оперативники Бауыржан КЕРИМБЕКОВ и Ержан ЖАКУПОВ сами стали фигурантами уголовного дела, поскольку их заподозрили в провокации получения взятки и фальсификации улик (см. “Не в дружбу, а в службу”, “Время” от 5.11.2018 г.). И вот еще один любопытный поворот в этой запутанной истории: при ознакомлении с материалами уголовного дела выяснилось, что задержанный с деньгами Тынымбаев… отказывался от взятки! Это отчетливо слышно на записи разговора, однако эксперт-криминалист Виолетта ЛАРШИНА, изложившая на бумаге эту беседу для следствия, почему-то не услышала фразу: “Керек жок, не надо”.

Расследование в отношении Кайрата Джумагулова, Жаната Айтенова и Серика Тынымбаева продолжается уже четыре месяца, но никак не может подойти к своему логическому окончанию. Следователь столичного департамента Нацбюро по противодействию коррупции (ДНБПК) Даурен МАРАТУЛЫ уже объявил об окончании следственных действий, после чего передал материалы на ознакомление подозреваемым и их адвокатам. Вот тут-то и всплыли новые обстоятельства, ранее неведомые защите.
Как следует из фабулы уголовного дела, взятку в размере 1450 долларов США таможеннику Тынымбаеву 28 октября 2018 года передал оперативник антикоррупционной службы Ержан ЖАКУПОВ, якобы имитировавший преступную деятельность. При этом у них состоялся вполне конкретный разговор, и Жакупов объяснил, почему передает именно 1450 долларов - это плата за провоз 5 килограммов 800 граммов золота из расчета 250 долларов за килограмм. После того как деньги оказались у Тынымбаева, его задержали, а затем пришли за Айтеновым и Джумагуловым.
Однако, как теперь выясняется, не все так однозначно. Тынымбаев утверждает, что наотрез отказался от денег, но в стенограмме разговора, оказавшегося в материалах уголовного дела, подтверждения этих слов нет. Расшифровку разговора с последующей его распечаткой на бумаге проводила эксперт-криминалист Виолетта Ларшина из Шымкента, то есть профессионал, который, по идее, не должен был ошибаться. Именно поэтому защита Тынымбаева подала ходатайство следователю Маратулы с просьбой провести повторную судебно-фонографическую экспертизу, но тот решил ограничиться допросом эксперта Ларшиной.
Виолетта Леонтьевна объяснила, что прослушивание звукового материала было затруднено, поэтому она могла что-то и не зафиксировать. Но здесь следует подчеркнуть, что эксперту на изучение была предоставлена аудиозапись, а не фрагмент видео. И только следователь Маратулы знает, весь ли разговор попал в копию или беседу слегка подредактировали. 

Что же не услышала шымкентский эксперт Ларшина в аудиозаписи разговора Жакупова и Тынымбаева? Этот вопрос на прошлой неделе изучал специализированный следственный суд Астаны, куда защита таможенника обратилась с жалобой. Судья Акмарал ИСАЕВА вместе с адвокатами и следователем просмотрели именно видео. И вот как прозвучала концовка разговора:
- Там, короче, 1450,5 килограмма 800 граммов, умножаю на 250, получается 1450… - говорит борец с коррупцией Жакупов.
- Керек жок, не надо, нормально, - отвечает таможенник Тынымбаев. То есть он на двух языках вполне конкретно обозначил свою позицию.

Ознакомившись с этим материалом, судья Исаева постановила назначить повторную судебно-фонографическую экспертизу, которая должна дать точный ответ, отказался ли Серик Тынымбаев от денег или нет. И данное исследование может стать ключевым элементом в этом запутанном деле, а также повлиять на ход расследования в отношении оперативников Нацбюро Керимбекова и Жакупова, подозреваемых в превышении власти или должностных полномочий, а также в фальсификации улик. Провоцировали они таможенников или нет, почти четыре месяца пытается выяснить специальный прокурор Нурлыбек САБИТОВ (см. “А ты не провоцируй” и “Бюро недобрых услуг”, “Время” от 14.11 и 24.12.2018 г.).

Кстати, наша редакция тоже подбросила спецпрокурору Сабитову работы. В конце января на почту корреспондента газеты “Время” пришло сразу несколько писем, посвященных работе антикоррупционной службы Астаны. В частности, затрагивается деятельность оперуполномоченного Бауыр­жана Керимбекова. Как утверждает автор послания, борец с коррупцией может быть причастен к преступлениям, связанным с вымогательством денег. В качестве доказательства к письмам были приложены материалы уголовного дела, часть из них помечена грифом “Секретно”. Редакция приняла решение обратиться с заявлением в Генеральную прокуратуру и передать все материалы надзорному органу. Нас уведомили, что по данному факту спецпрокурор Сабитов начал новое расследование.
Если провокация со стороны борцов коррупции будет доказана, то они могут сами оказаться за решеткой. Однако в ДНБПК Астаны не спешат списывать их со счетов. Например, в декабре, когда уже вовсю шло расследование по факту провокации, Бауыржана Керимбекова наградили почетной грамотой за подписью руководителя столичного департамента Дулата АЗБЕРГЕНОВА. Первый руководитель или не знает, что один из его подчиненных ходит под следствием, или абсолютно уверен в его невиновности.
И очень важно, чтобы на расследование спецпрокурора Сабитова из Генпрокуратуры не повлиял тот факт, что карьера Азбергенова тесно связана с перемещениями на госслужбе нынешнего руководителя надзорного органа Кайрата КОЖАМЖАРОВА. Видимо, нынешний генеральный прокурор очень высоко оценивает уровень профессионализма Азбергенова. Куда бы ни закинула судьба Кайрата Пернешовича, Дулат Байдалинович часто оказывался рядом - и в Акмолинской области, и в Совете безопасности, и в ликвидированной за ненадобностью финансовой полиции. И вот теперь подчиненный Кожамжарова расследует возможные преступления подчиненных Азбергенова. Интрига, однако!

Михаил КОЗАЧКОВ, Астана

Кстати

Следствие будет - суд решил

Как мы уже писали, оперуполномоченный ДНБПК Астаны Бауыржан Керимбеков причастен к еще одному факту провокации, который был выявлен столичным судом №2 района Байконыр при рассмотрении дела замруководителя РГУ “Инспекция транспортного контроля” Нурлана АЛИМЖАНОВА. Чиновника подозревали в даче взятки должностному лицу, а именно борцу с коррупцией - тому самому Керимбекову, однако суд полностью оправдал Алимжанова в связи с отсутствием состава преступления. Более того, суд установил, что это именно Керимбеков неоднократно и очень настойчиво звонил Алимжанову и просил о встрече. Поэтому суд направил частное постановление в антикоррупционную службу Астаны и прокуратуру столицы (см. “Надзор - на оба ваших дома!”, “Время” от 11.1.2019 г.). На прошлой неделе надзорный орган подал ходатайство об отмене этого документа, но в столичном горсуде постановление оставили в силе. Так что теперь еще кому-то придется выяснить, был ли факт провокации со стороны награжденного грамотой за отличную службу Керимбекова.

Поделиться
Класснуть