5865

Талиб и его команда

Почему следствие и прокуратура проявили благосклонность к матерому рецидивисту?

Талиб  и его команда

Похоже, некоторые сотрудники правоохранительных органов никак не могут настроить себя на служение обществу. Порой кажется, что вместо стремления защищать граждан люди в погонах, наоборот, начинают играть на стороне преступников. Представьте, что компания мужчин останавливает вас на улице и отнимает ключи от дорогой машины. Затем толпа следует в квартиру ваших родителей и требует переписать ее на одного из визитеров. Смахивает на грабеж, незаконное проникновение в чужое жилище, вымогательство или хотя бы на само­управство. Но под суд потом идет всего лишь один фигурант, причем по довольно “легкой” уголовной статье за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения!

Особенно впечатляет лояльность правоохранителей к ключевому персонажу этой истории - 30-летнему Аслану ШАРИПБАЕВУ по прозвищу Талиб.
Впервые он попал за решетку еще в 2007 году по обвинению в разбое. После освобождения и не подумал завязывать с темным прошлым и в 2012 году пошел на новое преступление. Вместе с приятелем Назымбеком ЖУМАГАЛИЕВЫМ, кстати, тоже неоднократно судимым за кражу и грабежи, устроили в Караганде лихую разборку в стиле бандитских девяностых.
Как выяснилось во время разбирательства, к Талибу за помощью обратился торговец карагандинского авторынка. Он сообщил, что парень по прозвищу Шайтан вымогает у него деньги. У Талиба, как оказалось, имелся зуб на этого человека за случившуюся в прошлом драку. Он решил одновременно помочь предпринимателю и наказать заклятого врага. Когда Шайтан явился к торговцу на авторынок за деньгами, его горячо встретили Шарипбаев и Жумагалиев. Они буквально расстреляли его из травматических пистолетов. Хорошо, что палили в основном в ноги недруга и он остался жив. Заодно досталось и спутнику Шайтана, дожидавшемуся его в припаркованной рядом с рынком машине. Ему выстрелили прямо в лицо, но он сумел ударить по газам и умчался прямиком в больницу. Там хирурги достали застрявшую в его носу резиновую пулю.
Поначалу, о чем упоминается в показаниях Шарипбаева, ему хотели вменить в вину покушение на убийство. Однако по итогам расследования его и Жумагалиева привлекли к ответственности за хулиганство и незаконное хранение оружия. Примечательно, что пострадавшие от стрельбы мужчины отказались от претензий к подозреваемым. Следствию они сообщили, что якобы не запомнили лиц стрелков. То есть поступили согласно криминальному кодексу, не пожелав стать так называемыми терпилами. Тем не менее Назымбек Жумагалиев получил четыре года заключения, а Шарипбаев - пять с половиной. Тогда же его признали опасным рецидивистом.
Но, как недавно выяснилось, за прошедшие годы между успевшими освободиться подельниками пробежала черная кошка.
Причиной размолвки вновь стали деньги, которые Жумагалиев якобы задолжал Талибу. Тот не придумал ничего лучшего, как начать требовать их с родственников бывшего соратника. Разумеется, просил их как умел, нагло и с угрозами.
Вот что рассказала сестра Жумагалиева по поводу встречи с Талибом и его командой: “…Шарипбаев приехал вместе с несколькими мужчинами на двух или трех автомобилях. Они выкрикивали претензии о том, что у брата имеется долг и что я должна отдать им свою автомашину Toyota Land Cruiser-200. Я плакала, не желая отдавать машину. Но потом велела своему спутнику передать им ключи. Шарипбаев вырвал эти ключи из рук, сел за руль и уехал…”
А мать Жумагалиева сообщила, что дочь пришла домой вся в слезах и рассказала об отнятом джипе. Буквально через двадцать минут после этого в квартиру вторглись четыре человека (их фамилии имеются в материалах дела. - И. М.), которые стали требовать переписать на них квартиру.
“…На следующий день утром, когда я направлялась в прокуратуру писать заявление на этих людей, ко мне подошли Шарипбаев и один из его друзей, которые отдали ключи от машины. Сказали, что она припаркована с торца дома…” - поделилась подробностями мать предполагаемого должника.
И вот что интересно. Казалось бы, бери всех подозреваемых тепленькими да привлекай к ответственности. Но в полиции начались какие-то странные игрища. В отношении некоторых участников преступления дело было прекращено. По одному фигуранту выделили отдельное производство из-за дачи ложных показаний с целью увести Талиба от тюрьмы. А еще нескольких участников правонарушения и вовсе будто бы не смогли установить!
В результате под суд пошел только зачинщик Аслан Шарипбаев. Причем из-за того, что вернул нахально отнятый джип, его обвинили только в неправомерном его завладении без цели хищения с угрозой применения насилия, неопасного для жизни! И в материалах дела нет ни слова хотя бы о “группе лиц по предварительному сговору”. И о попытке завладеть квартирой тоже упоминаний не имелось. Прямо волшебство какое-то, позволяющее оставшемуся в одиночестве подозреваемому рассчитывать на штраф либо ограничение свободы на срок до пяти лет. И ведь процессуальный прокурор, надзиравший за законностью расследования, ничего странного в деле не усмотрел. Более того, в суде он заявил, что не видит оснований возвращать дело на доследование, поскольку потерпевшие прежде будто бы не упоминали об участии в преступлении нескольких злоумышленников!
Вполне возможно, подобное поведение объясняется привычкой к тому, что в судах ранее проскакивали и более серьезные следственные упущения.
Но тут служительница Фемиды из Казыбекбийского райсуда Айгуль МУРЗАБЕКОВА решила проявить принципиальность. Изучив материалы дела, она не только нашла имена и клички других правонарушителей, обратила внимание на расхождения в показаниях свидетелей, потерпевших и подозреваемого, но и отметила то, что в протоколах допросов вопросы о точном количестве участников преступления даже… не задавались! Кроме того, она обратила внимание, что возникают вопросы по поводу правильности квалификации деяний подозреваемых. При таких обстоятельствах она не решилась далее вести едва начавшийся процесс по делу Шарипбаева и вернулась в стадию предварительных слушаний. А затем возвратила дело процессуальному прокурору для устранения существенных нарушений уголовно-процессуального закона.

Ирина МОСКОВКА, фото с интернет-ресурсов, Караганда

Поделиться
Класснуть