4526

Покушение или хулиганство?

Пострадавшая заместитель райакима Туркестанской области утверждает, что ни у кого не занимала 20 000 долларов

Покушение  или хулиганство?
НА СНИМКЕ (слева направо): супруг Рабиги БЕЙСЕБАЕВОЙ Еркен БЕЙСЕБАЕВ, адвокаты Гулжан АБДЫХАЛЫКОВА и Жаркынбек ИБАДУЛЛАЕВ.

С недоразумений началась пресс-конференция адвокатов заместителя акима Толебийского района Туркестанской области Рабиги БЕЙСЕБАЕВОЙ (на снимке). Хозяева встречи в категоричной форме потребовали от журналистов предъявить служебные удостоверения, чтобы типа “заактировать” список собравшихся. Кроме того, юристы заявили, что брифинг рассчитан на “определенный круг”, но кто входит в этот круг, пояснить отказались. Такая нервозность адвокатов чиновницы вполне понятна, ведь их линия защиты может запросто сломаться в суде. И тогда это будет уже не конфуз, а настоящий скандал! Корреспондент “Времени” выяснила подробности этого неоднозначного дела.

Рабига Бейсебаева

Рабига Бейсебаева получила широкую известность после того, как 23 октября 2018 года на нее было совершено покушение: неизвестные средь бела дня напали на женщину и ранили ее в голову. По первоначальным данным, ранение было огнестрельным, но не смертельным. Медики сообщили, что пуля прошла по касательной, лишь чиркнув кожу головы. Бейсебаева была госпитализирована, но уже через три дня выписалась из больницы.

Следственные органы возбудили уголовное дело по статье “покушение на убийство”. Утром 24 октября в Таразе были задержаны подозреваемые Нурканат ТАЗАБЕКОВ и Адилет ТОРЕБЕКОВ, в полдень - Серик БЕКТАНОВ, а ближе к ночи в полицию с повинной явился Алихан АМАЛБАЕВ. Все четверо дали признательные показания и рассказали не только подробности преступления, но и его мотивы.

Так, согласно протоколам допросов подозреваемых, в 2015 году мать Алихана Амалбаева Айман АМАЛБАЕВА заняла у ростовщицы для Рабиги Бейсебаевой, с которой была в приятельских отношениях, 20 000 долларов. Заместитель акима пообещала полностью погасить взятый долг, но не спешила сдержать слово. Между тем ростовщица теребила Амалбаеву, и Айман была вынуждена платить не по своим счетам. Рассказывать уже взрослым и финансово состоявшимся детям о своих неприятностях женщина постеснялась и заложила все свои драгоценности, собственный дом. Однако для погашения долга этого оказалось мало, и тут случилось непоправимое: переживания и обида усугубили и без того опас­ную болезнь Айман, и вскоре она умерла.

НА СНИМКЕ (слева направо): адвокаты подсудимых Бекенбай АШИРОВ, Сапар АМИРТАЕВ и Орынбек КАДЫРКУЛОВ.

Лишь незадолго до смерти матери Алихан узнал ее тайну. Мужчина полностью рассчитался по долгам и лишь по прошествии года попытался призвать бывшую подругу матери Рабигу Бейсебаеву вернуть те самые 20 000 долларов. Но чиновница даже не стала говорить на эту тему. Тогда коллега Алихана Серик Бектанов предложил ему “решить вопрос”, и тот согласился. Серик подключил своего брата из Тараза Даурена БЕКТАНОВА (он, к слову, до сих пор в бегах) и его знакомых - Нурканата Тазабекова и Адилета Торебекова. Серик попросил их поговорить с Бейсебаевой, чтобы та вернула восемь миллионов тенге. В случае успеха переговоров один миллион из этой суммы он пообещал отдать “решалам”. Причем 300 тысяч тенге из этого миллиона он отдал исполнителям сразу авансом на текущие расходы.

На всех допросах, как следует из протоколов, подозреваемые в один голос твердили (и то же самое твердят на проходящем в эти дни судебном процессе), что установки на убийство или нанесение тяжких увечий Бейсебаевой ни у кого из них не было. Задача Тазабекова и Торебекова была только припугнуть чиновницу и тем самым побудить ее к расчету. Исполнители преступления заявляют, что травмат взяли на дело только для острастки и стреляли не в женщину, а в землю, но при этом, правда, пару раз метнули в ее сторону камни. Между тем судмедэкспертиза показала, что рана на голове Бейсебаевой, полученная в результате нападения на нее, отнюдь не огнестрельная и относится к категории легкой степени тяжести. По заключению эксперта, рваные края раны свидетельствуют, что она нанесена не пулей, которая обычно опаляет кожу.

Изучив материалы дела, следствие пришло к выводу, что инцидент, случившийся с заместителем акима Толебийского района, - не покушение на убийство, а хулиганство. Именно с такой формулировкой дело в первых числах января этого года поступило в Толебийский райсуд. Алихану Амалбаеву как организатору преступления предъявлено обвинение по статье “хулиганство”. Серик Бектанов привлекается за пособничество в совершении преступления и незаконное ношение оружия. Нурканат Тазабеков и Адилет Торебеков оказались на скамье подсудимых за хулиганство и ношение оружия.

Однако потерпевшая сторона с такой трактовкой не согласна. Об этом адвокаты заместителя райакима и рассказали на специально созванной в Шымкенте “пресс-конференции для ограниченного круга лиц”.

Ровно час Гулжан АБДЫХАЛЫКОВА и Жаркынбек ИБАДУЛЛАЕВ высказывали журналистам недовольство результатами следствия и ходом судебных заседаний. Они заявили, что не согласны с результатами судебно-медицинской экспертизы и настаивают на ее повторном проведении. Кроме того, представители потерпевшей не согласны с переквалификацией преступления с “покушения на убийство” на “хулиганство”.

- Между Амалбаевой и Бейсебаевой действительно была неприязнь, - сообщила адвокат Абдыхалыкова. - В 2016 году Бейсебаева как замакима была в составе комиссии, которая выясняла обстоятельства массового отравления воспитанников одного из детских садов района. У проверяющих возникло подозрение, что причиной отравления стали некачественные пельмени, которые поставляла в детсад сестра Амалбаевой. Позже выяснилось, что дети отравились угарным газом, а вражда между Амалбаевой и Бейсебаевой вот чем закончилась... Что же касается долга, о котором твердят обвиняемые, так в его доказательство не предоставлено ни одной нотариально заверенной расписки, ни одного договора займа.

В свою очередь, адвокаты подсудимых, которые пришли послушать оппонентов, тут же экспромтом устроили ответную пресс-конференцию, на которой заявили, что у них есть аудиозапись, где приближенные к замакима люди беседуют о том, как они вместе с Амалбаевой ходили занимать для своей начальницы деньги, и о других контактах с ростовщицей по долговым делам шефини.

- У нас так же, как и у потерпевших, есть претензии к расследованию, - отметил адвокат Сапар АМИРТАЕВ. - К примеру, полагаем, что в данном случае имело место не хулиганство, а самоуправство, и у нас есть на то веские доводы. Но чтобы заявить это, мы не бежим к журналистам, а в законном порядке подаем ходатайство в тот же суд и другие уполномоченные на то органы. Наши коллеги-оппоненты заявляют, что квалификация, с их точки зрения, неправильная, но между тем они не подали ни одного ходатайства в ходе следствия и суда. С профессиональной точки зрения, такая тактика защиты, наверное, не совсем правильная.

Как отреагирует судья Жанибек СЕЙТЖАППАРОВ на публичные дебаты противоборствующих сторон вне стен дома правосудия, станет известно, возможно, уже завтра, когда состоится очередное заседание суда, от приговора которого зависит не только судьба подсудимых, но и потерпевшей. Ведь если у подсудимых на кону вопрос свободы или несвободы, то у потерпевшей чиновницы подвешена на волосок ее карьера. Вполне вероятно, именно в этом кроется причина повышенной активности сторон.

Фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее