Дважды в одну воронку
Громкое дело, в котором фигурирует экс-глава комитета фармации Минздрава Лариса Пак, снова отправлено на доследование
Национальному бюро по противодействию коррупции не хватило 18 месяцев, чтобы поставить точку в расследовании одного из главных медицинско-коррупционных скандалов. Исполнявшую обязанности председателя комитета фармации Ларису ПАК борцы с коррупцией задержали в июле 2017-го по подозрению в систематическом получении взяток, служебном подлоге и хищениях. Вместе с ней в следственный изолятор загремел главный специалист департамента фармации Южного Казахстана Полат ИМАМХОДЖАЕВ, а чуть позже были арестованы экс-руководитель компании “СК-Фармация” Максим КАСАТКИН и один из крупнейших поставщиков лекарств - директор ТОО “КазСибФармация” Алибек АХМЕТОВ. Об окончании следственных действий антикоррупционеры отчитались еще в октябре 2018 года, и с тех пор материалы уголовного дела гуляют между Нацбюро и столичной прокуратурой.
Вкратце напомним суть дела: изначально Ларису Пак и Полата Имамходжаева заподозрили в получении взятки в размере 10 миллионов тенге. По версии следствия, эту сумму чиновники получили не всю целиком сразу, а по частям, то есть поставили сбор денег на поток. Как было указано в пресс-релизе Нацбюро, вознаграждения медики получали за выдачу сертификатов надлежащей производственной и дистрибьюторской практики.
Вместе с Пак и Имамходжаевым были задержаны руководитель департамента фармации по Павлодарской области Зауре КАЖИНОВА, главспец комитета фармации Минздрава Данелия ИБРАЕВА и исполнительный директор ТОО “НПО Зерде” Эльмира ЖУЗБАЕВА. Спустя некоторое время у органов появились вопросы к руководителю “СК-Фармация” Максиму Касаткину, сменившему большой кабинет на камеру в СИЗО, и бизнесмену Алибеку АХМЕТОВУ, крупному игроку на рынке медикаментов. Двух последних заподозрили в многомиллионных хищениях путем завышения цен: якобы Касаткин за полгода работы украл почти 250 миллионов тенге, а коммерсант Ахметов за три года стал богаче на полтора миллиарда! А если они на самом деле действовали в одной упряжке с Ларисой Пак и ее подчиненными, то картина вовсе выглядела печально. Это же получается, что в Минздраве орудовала целая ОПГ!
Но не стоит забегать вперед. После окончания следствия в октябре 2018 года дело поступило на проверку в прокуратуру Астаны, и в надзорном органе сочли, что борцы с коррупцией не смогли собрать убедительных доказательств вины Касаткина и Ахметова. Соответственно, и все преступления “банды” были поставлены под сомнение. Поэтому дело вернули на доследование, дав Нацбюро время на исправление недочетов.
14 января дело после “работы над ошибками” вновь поступило в прокуратуру. Процессуальный прокурор Султан ЖАМАНОВ, внимательно проштудировав результаты расследования, снова отправил его на доработку! В надзорном органе вновь возникли вопросы по эпизоду Касаткина и Ахметова: борцы с коррупцией так и не смогли внятно объяснить, как именно руководитель “СК-Фармация” смог обеспечить победу бизнесмену в тендерах на поставку медикаментов. Кроме того, по версии следствия, Ахметов завышал цены и похищал государственные деньги с 2014 по 2017 год. Между тем Касаткин в тот период лишь полгода был первым руководителем предприятия. Получается, и его предшественники помогали Ахметову нечестно побеждать в конкурсах на поставку лекарств? Одним словом, у прокуратуры Астаны снова возникли претензии к расследованию.
А нам остается только предположить, с чем могут быть связаны пробуксовки в громком “деле врачей”. Возможно, дело действительно сырое и в прокуратуре не хотят, чтобы оно развалилось в суде. Есть и другая версия: преступления на самом деле не связаны между собой, однако в Нацбюро почему-то решили их объединить. Наконец, предположение номер три: на процесс пытается влиять кто-то из авторитетных людей, чтобы спасти от тюрьмы своих близких. Хотя третья версия, наверное, самая маловероятная - у нас ведь такое... невозможно?
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта sk-pharmacy.kz, Алматы