11988

Тайна дела майора Утегенова,

или Почему борьба с коррупцией не признает административных границ?

Шесть долгих месяцев длится расследование уголовного дела по подозрению в получении взятки инспектором миграционной полиции Илийского РУВД Алматинской области Талгатом УТЕГЕНОВЫМ

По словам инспектора, в этом деле, мягко говоря, много неточностей: его не задерживали с поличным, меченых купюр не изымали, а суть обвинения построена на фактах, имевших место в… Алматы! Майор Утегенов утверждает: он ни дня не работал в полиции южной столицы и не имеет никакого отношения к тем делам его коллег из полицейского департамента Алматы, что расследуют сотрудники антикоррупционной службы.

30 августа 2018 года. Село Жетыген Алматинской области. Глубокой ночью Талгата Утегенова разбудил стук в дверь. На пороге трое мужчин. Предъявив корочки антикоррупционной службы Алматы, незваные гости предложили Талгату проехать в департамент на встречу с их шефом.
- Не объяснив причин задержания, не предъявив каких-либо обвинений, меня насильно забрали из дома, - рассказывает Талгат Утегенов. - Я офицер полиции, законы знаю не понаслышке, поэтому потребовал объяснений, но мне прямо сказали: “Талгат, не дури. Иначе оформим сопротивление, сам же знаешь, как это делается...” Даже не дав одеться, меня запихнули в “камри” 55-й модели и повезли в департамент антикоррупционной службы по Алматы. Я пытался выяснить, при чем тут алматинский департамент, если я всю жизнь работал в областной полиции, но сотрудник Нацбюро Алматы Шынтас ТУРГАЛИЕВ сказал: шеф тебе все объяснит, мы лишь исполнители. Забрав перед входом в здание два моих мобильника, меня завели внутрь…
Уже в кабинете следователя Марата МУХАМЕДЖАНОВА Талгату сообщили: начато досудебное расследование против нескольких сотрудников миграционной полиции ДВД Алматы, и майор Утегенов в списке подозреваемых. Талгат удивился: какое отношение он, сотрудник областной полиции, имеет к задержаниям алматинских полицейских? Как выяснилось, в постановление о проведении негласных следственных действий (НСД) антикоррупционщики включили фамилию Талгата, посчитав, что место его работы находится на территории города, а это значит, что он тоже причастен к коррупционным схемам.
- Важняк из центрального аппарата Нацбюро Мейрамбек МУХАМЕДГАЛИЕВ на полном серьезе пытался доказать мне, что поселок Покровка - часть города Алматы, - разводит руками Талгат. - Фактически это территория Илийского района, и работал я на тот момент в местном РУВД, а не в подразделении ДВД Алматы. Но следователь настаивал: установлена моя причастность к получению взятки совместно с сотрудниками миграционной полиции Алматы. Каким образом я мог брать взятки в Алматы, если ни дня там не работал?! Почему мною занялись борцы с коррупцией по Алматы? Ведь по закону имеющийся на меня компромат они были обязаны передать своим коллегам из Алматинской области. Самое главное - где деньги, которые я якобы получил, и почему до сих пор мне не предъявили сам предмет взятки?
Но борцы с коррупцией, не дав возможности Утегенову сообщить родным о своем задержании, стали колоть майора: мол, доказательств против тебя вагон и маленькая тележка. Лучше подпиши процессуальное соглашение, признайся в получении небольшой взятки - и выскочишь из зала суда, отделавшись штрафом. Иначе укатаем по полной. Но майор Утегенов оказался не робкого десятка: имея за плечами немалый опыт работы в уголовном розыске, Талгат предложил антикоррупционщикам доказать его вину, а не брать на испуг.
- После этих слов и началось то, что правозащитники называют пытками. До утра меня пытались колоть, потом завели в кабинет одного начальника, другого, третьего… Все твердили одно и то же: подпиши процессуалку и сразу поедешь домой. Я отказался, и меня спустили в подвал департамента. Вечером отвезли в изолятор временного содержания ДВД Алматы. 30 августа, когда вся страна не работала, а отмечала День Конституции, борцы с коррупцией добились моего ареста в Илийском районном суде. Правда, 17 сентября апелляционная коллегия по уголовным делам Алматинского областного суда арест отменила, - продолжает свой невеселый рассказ Талгат Утегенов.
Пока майор находился в СИЗО в ожидании решения облсуда, сотрудники Нацбюро продолжали его колоть. По словам Талгата, 1 сентября (опять же выходной день) Мейрамбек Мухамедгалиев и двое его подчиненных зашли в следственный изолятор. По закону сотрудники СИЗО имели полное право отказать посетителям (посещение изолятора в праздничные и выходные дни запрещено), однако это обстоятельство не остановило всесильных борцов с коррупцией.
- Офицеры антикоррупционной службы все время талдычили: подпиши да подпиши процессуалку. Четко понимая, что это не допрос - все трое были операми, я попросил пригласить моего адвоката. Что тут началось! Начали давить психологически, стали грозить всевозможными репрессиями и, видимо, пытаясь сломать морально, даже пообещали перевести меня в камеру с п...сами! - едва сдерживает эмоции Талгат. - Все эти угрозы сопровождались матами, криками. Они подняли такой шум, что в комнату допросов забежали дежурный офицер СИЗО ТАШИМОВ с контролером, которые пытались вывести борцов с коррупцией. Но те лишь отмахнулись. Я попросил увести меня в камеру - продолжать разговор с антикоррупционщиками в таком духе не было никакого смысла…
Уже оказавшись на свободе, Утегенов написал заявление в Генпрокуратуру, где против борцов с коррупцией возбудили уголовное дело по пыткам. Сейчас расследование поручено сотрудникам полицейского департамента Алматы. Майор Ташимов и контролер уже дали показания, что стали невольными свидетелями морального и психологического давления антикоррупционщиков на Талгата Утегенова…
Между тем следствие по делу Утегенова продолжалось. Каждый раз следователь Мухамеджанов предлагал ему заключить процессуальное соглашение и отделаться штрафом. Как-то Талгат спросил: “А где взять деньги на штраф?” Следователь ответил: “Возьми кредит в банке!”
Адвокат Талгата Мурат БАРАТОВ, в прошлом один из опытнейших следователей полиции, без труда нашел в уголовном деле немало серьезных нарушений. Во-первых, в протоколе задержания Утегенова нет ни слова об изъятии у него мобильников. Между тем детализация показала: оба телефона Талгата отключились у здания Нацбюро по Алматы. А пока Талгат сидел в СИЗО, его мобильники несколько раз включались: кто-то изучал данные WhatsApp, просматривал переадресацию. К слову, оба телефона, как уверяет Утегенов, до сих пор находятся у Мухамеджанова.
Во-вторых, адвокат получил официальный ответ из управления по правовой статистике и спец­учетам Генпрокуратуры, в котором черным по белому указано: уголовное дело №187500131000125 зарегистрировано 29 августа в
5 часов 24 минуты - спустя 24 минуты после задержания Утегенова. Очень важная деталь: следователь Мухамеджанов доложил начальнику следственного
департамента Нацбюро Сергею ПЕРОВУ о задержании Утегенова и возбуждении уголовного дела... 28 августа - до задержания Тал­гата.
- Мое мнение: не найдя никаких доказательств моей причастности к задержанию сотрудников алматинской полиции, антикоррупционщики попросту ввели в заблуждение свое руководство, поспешив сообщить им о поимке коррупционера из миграционной полиции Алматинской области, - говорит майор полиции. - А теперь, чтобы сохранить свое лицо, а возможно, и погоны, всячески пытаются склонить меня к сотрудничеству со следствием. А когда добиться этого не удалось, борцы с коррупцией скинули мое дело следователю областного Нацбюро Данияру САИНУ. Видимо, поняв, что дело не имеет перспективы, Данияр ушел в отпуск. Дело передали другому следователю, но и тот никаких действий не производил. Я также нахожусь под залогом, дело кочует по кабинетам следственного управления Нацбюро Алматинской области, но никто им предметно не занимается. По своему опыту в уголовном розыске знаю: за эти полгода дело давно можно было бы передать в суд. Если бы, конечно, у борцов с коррупцией были неопровержимые доказательства моей вины в мздоимстве...
По словам Утегенова, недавно его вызвал Данияр Саин. В доверительной беседе следователь сказал: надеялся, что, пока в отпуске, дело загонят в суд. Когда Мурат Баратов спросил, какими доказательствами следствие располагает и почему в таком случае не предъявлены улики, вещественные доказательства и в конце концов официальное обвинение, следователь Саин лишь промолчал в ответ.
- Мне Данияр говорит: есть показания свидетеля, который дваж­ды якобы дал мне взятку - 26 тысяч тенге и 6 тысяч. Конечно, они его засекретили под псевдонимом Иванов, но мне удалось провести свое небольшое расследование. Иванов - это некий Талгат, неоднократно регистрировавший в нашем РУВД иностранцев, в том числе и по адресам, где расположены станция техобслуживания, автомойка, кафе и гостиница, которыми владеет отец важняка Нацбюро Мухамедгалиева. Почему я уверенно говорю об этом? Когда шла стройка этих бизнес-объектов, нам сверху давали указание не проверять стройку, где работали узбеки. Потому что владелец - родственник сотрудника центрального аппарата Нацбюро. Все эти сведения имеются в архиве Илийского РУВД. По моим данным, этот Талгат - зять Мухамедгалиева. Еще одно подтверждение их родственных связей: супруга Мейрамбека последние 15 лет была прописана в доме Талгата и выписалась, лишь когда против меня возбудили уголовное дело, - делится деталями собственного расследования Талгат Утегенов.
Еще одна любопытная деталь: адвокат Баратов просил следователя Саина провести очную ставку между Утегеновым и Талгатом, но ему отказали.
- Я потратил немало усилий, чтобы выяснить, почему Мейрамбек Мухамедгалиев держит ход следствия на контроле. Дело в том, что на очных ставках я сумею разоблачить его родственника Талгата, который якобы давал мне взятки, и тем самым прольется свет на провокацию со стороны борцов с коррупцией, которая, как известно, запрещена действующим законодательством. По моему мнению, они были вынуждены пойти на такой шаг, потому что никак не удалось привязать меня к коррупционным схемам, по которым работали сотрудники миграционной полиции Алматы, - подытожил мой собеседник.

Тохнияз КУЧУКОВ, Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. На днях Талгат Утегенов отправил жалобу на блог председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика ШПЕКБАЕВА. Майор полиции, которого уволили, не дожидаясь решения суда, надеется, что Алик Жаткамбаевич, которого многие знают как принципиального и справедливого силовика, во всем детально разберется.

Поделиться
Класснуть