15936

“Антикор” пошёл вразнос?

Как сотрудники антикоррупционной службы решили прищучить департамент полиции, но что-то пошло не так

Начальник ОВД города Житикары Абдугали ОРКАШБАЕВ (на снимке) и руководитель местной полицейской службы Кайрат ИСКАКОВ месяц назад были обвинены в присвоении премий, выписанных подчиненным. По мнению известного адвоката, ветерана силовых структур Бактыбека НУРПЕЙСОВА, дело это пустое, мутное и бездоказательное. О том же сегодня открыто говорят и действующие полицейские Житикары, которые считают: дело Оркашбаева и Искакова шьется белыми нитками.

Ситуация вокруг него усугублена донельзя: стало известно, что антикоррупционщики метили гораздо выше полицейских чинов Житикары - в самую верхушку костанайского облдепартамента полиции - начальника учреждения Бекета АЙМАГАМБЕТОВА и его зама Мереке АЛЬШАГИРОВА.
- Я сейчас в отпуске в Астане, но внимательно отслеживаю всю эту информацию, - сказал корреспонденту “Времени” в экс­клюзивном интервью по телефону замначальника ДП. - Никакого отношения к выдаче премий где-то там в Житикаре я просто не могу иметь. Думаю, этой ситуацией наверняка займется наше управление собственной безопасности. Тем более что оно не зависит от местного руководства и подчинено МВД. Поэтому оценку действиям коллег из “антикора” пусть дают там.
А на днях департамент нацбюро пошел на обострение еще и с адвокатским сообществом, заявив, что защитник Нурпейсов… украл процессуальные документы! Пока об этой истории нам известно лишь то, что Нурпейсов обратился в суд с жалобой в порядке частного обвинения, потребовав привлечь опорочившего его следователя к уголовной ответственности за клевету…
Тем временем в редакциях костанайских СМИ служивые из Житикары наперебой рассказывают свои потрясающие истории о противостоянии с “антикором”. По утверж­дению командира отделения взвода дорожно-патрульной полиции Турсунбека ЖАЛГАСПАЕВА (на снимке), сразу после первого же допроса, учиненного ему в здании департамента антикоррупционной службы, он отправился в прокуратуру, где написал заявление об отказе от своих показаний.

- Меня заставили оклеветать Оркашбаева и Искакова, - говорит полицейский. - Давили морально, обещали перевернуть все мои адмпротоколы и найти, за что привлечь к ответственности. Грозили увольнением, упрятать за решетку, демонстрировали наручники… Я не выдержал. На самом деле у меня на руках есть доказательства, что свою премию я никому не отдал, а потратил на оплату учебы в институте…
Полицейский водитель Жанат ИСМАИЛОВ (на снимке) вообще едва не стал инструментом провокации. От него требовали заявить, что он “должен был занести деньги в кабинет Альшагирову”.

- Я ушам своим не поверил, когда услышал это требование следователя, - говорит Исмаилов. - Как же я могу попасть с деньгами в кабинет замначальника областного департамента? Я отказывался, и тогда меня побили: вывели в туалет, где получил от следователя несколько ударов в живот. Но я все равно стоял на своем и говорил: моя премия ушла на аренду квартиры и покупки к Новому году… В здании “антикора” меня удерживали весь день, тогда как по закону положено не более трех часов. Если подходило время, то выводили из департамента, отмечали это в журнале посетителей и тут же заводили вновь…
О том, каково попасть под горячую руку “антикоровцев”, рассказывает и Жалгаспаев.
- После моей жалобы в надзорный орган меня вызвали в “антикор”, - вспоминает Турсунбек. - Там мне пришлось столкнуться с руководителем следственного отдела. Он обозвал меня жалобщиком и клоуном, дваж­ды сильно ударив в грудь на глазах у моего адвоката! Тот буквально вжался в кресло от страха и после этого случая перестал выходить со мной на связь, хотя и заключил соглашение, а я ему заплатил за работу.
Жалгаспаев демонстрирует свои жалобы и медицинские документы. По его обращению об избиении назначены разбирательства и производится судмедэкспертиза.
Председатель общественной наблюдательной комиссии Дастан ЖУМАБАЕВ отреагировал на эту ситуацию, посетив содержащихся в СИЗО Искакова и Оркашбаева.
- Возможно, этим подозреваемым была уготована роль приманки, чтобы поймать более крупную рыбу, - подозревает Жумабаев. - Но они на сотрудничество со следствием не пошли, поэтому стали фигурантами уголовного дела о взятках. Считаю, что действия антикоррупционного ведомства не соответствуют ожиданиям общества. Механизм борьбы с коррупцией должен быть законным. Издевательства и запугивание - это перегибы. Простые полицейские, рискуя многим в своей жизни, заявили о возмущении ходом следствия. Это редчайший случай, и оставить его без внимания нельзя. В конце концов сотрудники нацбюро рискуют потерять доверие и уважение к структуре, в которой они работают…
О фатальной нестыковке в позиции следствия заявляет родной брат подозреваемого Оркашбаева Жанат (на снимке).

Он демонстрирует документы, которые свидетельствуют: к моменту задержания и ареста Абдугали Оркашбаев уже более месяца (!) был отстранен от должности и находился в распоряжении областного ведомства. Жанат поясняет:
- Оркашбаев никак не мог издать приказ о назначении премий и, следовательно, получить их от подчиненных. Тем не менее он обвинен в должностном преступлении и в изолятор загремел по статье, предусматривающей ответственность действующего начальника. Суд и прокуратура до сих пор смот­рят на этот вопиющий факт сквозь пальцы…
Мы обязательно проследим за развитием этих нетривиальных событий, грозящих перейти в жесткое противостояние между костанайскими силовыми структурами.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть