6894

Лизинговые страдания

     Начальник службы безопасности лизинговой компании Нурбек УАКИТОВ (на снимке) и представить себе не мог, что на севере Казахстана попадет в переделку, которая уже давно считается анахронизмом. Он приехал из Алматы в командировку, чтобы обеспечить перегон комбайнов с полей должника до завода “Казтехмаш” в Петропавловске. Но когда он уже распрощался с судисполнителем и участковым, добрался до села Кишкенеколь Уалихановского района Северо-Казахстанской области, путь ему преградили бравые ребята во главе с должником, у которого эту технику накануне изъяли, исполняя решение суда.

Парни силой отобрали комбайны и угнали их назад на поля. А сопротивлявшегося и снимавшего все на мобильник Нурбека Уакитова швырнули на землю, отобрав телефон.
А началось все с того, что акционерное общество “Лизинг групп”, подконтрольное группе компаний АО “ФНБ “Самрук Казына”, было вынуждено направить из Алматы своего сотрудника в Северо-Казахстанскую область, чтобы обеспечить перемещение сельхозтехники с полей хозяйства-должника ТОО “Уялы Астык” на территорию завода-производителя комбайнов SAMPO - “Казтехмаш”. Дело в том, что, взяв технику в лизинг на сумму более 230 млн. тенге, заемщики с начала 2018 года стали нарушать сроки оплаты платежей. Накопились большой долг и пеня. Предупреждения о необходимости возврата техники до момента погашения возникшей задолженности хлеборобы игнорировали, и поэтому компания была вынуждена осущес­твить изъятие техники своими силами. Тем более что у них на руках был приказ Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы о принудительном изъятии имущества компании. Комбайны и техника были изъяты по акту приема-передачи с привлечением судисполнителей. Затем ее погнали в Петропавловск. Руководил процессом командированный из Алматы Нурбек Уакитов. Около кафе в селе Кишкенеколь дорогу комбайнам перегородил на автомобиле директор ТОО “Уялы-Астык” Гемадиден УЖАРОВ, с ним было несколько крепких парней.
- Он показал решение об отмене судебного приказа по изъятию комбайнов, но я объяснил, что сейчас комбайны попадут на территорию завода по имеющимся актам передачи, а для их возврата нужно будет обратиться в департамент юстиции, - говорит Нурбек Уакитов.
Но его и слушать не стали. У нанятых для перегона техники водителей они забрали ключи и прогнали их. За руль сели уже свои комбайнеры.
- Я объяснил Ужарову, что его действия - это самоуправство. Начал снимать все на свой сотовый телефон, - вспоминает алматинец. - Однако Гемадиден Ужаров с Кайратом ЖАПАРОВЫМ и Каиром ОМАРОВЫМ накинулись на меня и, избив, силой забрали сотовый телефон и угнали комбайны.
Когда нападавшие удалились, избитый сотрудник службы безопасности вызвал полицию...
- Я подошел к нему и пытался вырвать сотовый телефон, чтобы он не снимал меня, - сказал позже следователю на допросе Гемадиден Ужаров. - Но он не отдавал телефон и продолжал снимать. Тогда я сказал Мухтару Омирзакову и своему брату Каиру Омарову, чтобы они помогли мне забрать телефон. Они догнали его в канаве и сбили с ног. Затем прижали к земле, а я подошел и забрал мобильник. Когда его повалили, возможно, он ударился, а так его никто из нас не бил.
Директор ТОО “Уялы-Астык” заявил следователям, что у него самого вполне хватает возможностей и денег, чтобы купить себе телефон, поэтому цели обогащения у него не было. Он просто хотел удалить видео, но не смог, так как помешала блокировка экрана. Тогда он со злости разбил смартфон и выбросил его, якобы сам не помнит куда. Потерянный телефон никто искать не стал, а обидчик заверил полицейских, что готов полностью возместить нанесенный ущерб в размере 80 000 тенге.
Избитый Уакитов, обратившись в местную больницу, зафиксировал побои. Врачи констатировали множественные ссадины, ушибы лица и грудной клетки, дав заключение, что мужчине нанесли телесные повреждения в виде легкого вреда здоровью.
Полицейские по заявлению пострадавшего начали досудебное расследование. Однако следователи свели все произошедшее к банальной ссоре.
Обидчики сами признались, что у них был приказ начальства вернуть комбайны. Они не скрывали, что избили Нурбека и забрали телефон силой, чтобы удалить видеозапись. Следствие же сделало вывод, что телефон отобрали не с целью наживы, а потому нельзя расценивать действия мужчин как грабеж. “Согласно нормам уголовного права с субъективной стороны грабеж характеризуется виной в форме прямого умысла и корыстной цели. При этом не образуют состав грабежа открытые действия, направленные на завладение чужим имуществом с целью его уничтожения по мотивам мести, зависти, из хулиганских побуждений, а также с целью временного его заимствования или для осуществления действительного или предполагаемого права”, - пояснила позже прокуратура в ответ на жалобу пострадавшего.
Что касается ушибов и легкого вреда здоровью, Уакитову посоветовали подавать исковое заявление в суд.
Сам он и сегодня считает, что, рассматривая дело, следователь не учел многочисленные факты и обстоятельства.
- Главные фигуранты Ужаров и Омирзаков были допрошены в рамках уголовного дела в качестве свидетелей и подтвердили мои слова, дав признательные показания. Третий фигурант, Омаров, вообще почему-то не был допрошен, - возмущается Нурбек. - Получается, что можно любого человека на улице избить группой лиц, забрать сотовый телефон или другие ценности, выбросить их и не понести абсолютно никакого наказания?!
По мнению следствия, в действиях Ужарова, Омирзакова и Омарова отсутствует также и состав хулиганства, так как данная конфликтная ситуация возникла на почве личных неприязненных отношений.
- Какая неприязнь? Я живу в Алматы, даже не был знаком с этими людьми, у меня не было никаких неприязненных отношений с ними, так как принадлежность комбайнов выясняли частные судебные исполнители, я находился в стороне и просто наблюдал. Моя задача была только доставить комбайны в Петропавловск, - говорит Нурбек Уакитов.
- Я недоволен расследованием и уже обращался в Генпрокуратуру, агентство по делам госслужбы, к министру внутренних дел - все бесполезно, поэтому решил обратиться в вашу газету, чтобы рассказать об этом произволе. Я не представляю, что если я возьму друзей и пойду по городу избивать людей и отбирать у них сотовые телефоны, то меня за это не накажут! Почему люди, которые напали на меня, избили, отобрали телефон и сельхозтехнику, вдруг вышли сухими из воды? Я понимаю, что это крупное хозяйство.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото из архива Нурбека УАКИТОВА, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть