Драма Чехова
В Костанае к 19 годам колонии приговорили однофамильца великого русского писателя
Утром 21 мая стадо коров, шедшее на выпас за территорию костанайского поселка Восток, вдруг остановилось. Пастух никак не мог сдвинуть его с места: животные встали как вкопанные и жалобно мычали. Подъехав ближе, пастух понял, в чем причина необычного поведения буренок: они увидели перед собой лежащее на земле тело мертвой девочки. Ею оказалась 11-летняя Саша ЛАПТЕВА.
Мать погибшего ребенка Наталья ЕФИМОВА (на снимке) на заседании апелляционной коллегии Костанайского облсуда твердо заявила:
- Я уверена, что совершил это преступление Павел ЧЕХОВ, который получил обвинительный приговор и сейчас пытается его обжаловать. Я хочу, чтобы он сидел в тюрьме, чтоб он был наказан.
Эти слова, безусловно, в немалой степени сыграли свою роль при решении судьями участи Чехова. Получивший наказание в виде 19 лет лишения свободы Павел и его защитники пытались доказать, что доказательств его вины нет. Мало того, адвокат Татьяна АНТОНОВА вообще обратила внимание судей на то, что Ефимова отказывалась верить в вину Чехова в течение всех заседаний суда первой инстанции…
- А сейчас верю, - твердо сказала Наталья в интервью корреспонденту “Времени”, - потому что еще и сама разговаривала со всеми подружками, которые окружали мою дочь в последний вечер ее жизни… Да, Чехова я знаю с детства, мы ровесники, росли вместе, он не производит впечатление человека, который способен на убийство. Но водка что только с людьми не делает…
Судом установлено, что Павел, находившийся в доме Ефимовой в ее отсутствие, будучи пьяным, ночью задушил спящую Сашу, после чего взвалил ее на плечо, отнес за сто с лишним метров от дома и бросил труп в поле. Затем якобы вернулся и заснул. Мотив и причина убийства не ясны до сих пор: следов сексуального насилия на теле ребенка не обнаружено. Другое дело, что она была покрыта ссадинами и синяками. Возможно, пыталась сопротивляться при убийстве. А может, получила эти травмы раньше: во-первых, она занималась в спортивной секции борьбы, во-вторых, могла и подраться с ровесниками. Во всяком случае, ее мать считает, что Саша была задушена в сонном, беспомощном состоянии, а кровоподтеки на ее теле были получены несколькими днями ранее.
Почему вопрос появления ссадин так важен? Да потому, что у Чехова практически никаких телесных повреждений не зафиксировано. Защита осужденного считает: этот факт говорит в его пользу.
- Посмотрите, что на самом деле было! - говорит адвокат Антонова. - На фотосъемке тела Саши в том месте, где его нашли, прекрасно видно, что она лежит без обуви, а ее капроновые носки, лосины, юбка черны от грязи, к ним прилипла трава! Очевидно, что она от кого-то бежала, да так, что потеряла обувь (ее тапочки потом нашли в другом месте поселка, на приличном расстоянии от дома, но сделали вывод, что это Чехов их туда отнес). Как это могло случиться с ребенком, которого задушили в собственной кровати? Получается, она легла спать в одежде и с грязными ногами? Смотрим заключение экспертизы, а там написано: “Положение тела потерпевшей после наступления смерти не изменялось”. Как это понимать? Я считаю, все очень просто: девочку кто-то задушил на том самом месте, где она была найдена! Но вот кто именно это сделал, следствие не установило!
У Антоновой, которая сама в недавнем прошлом возглавляла следствие в Костанайском ОВД, есть две версии случившегося, которые никак не отработаны дознавателями и операми.
Первая состоит в том, что к убийству Саши Лаптевой каким-то образом причастны либо много об этом знают ее подруги (кстати, они утром после убийства нашли причины не пойти в школу), вторая - в том, что школьницу задушил односельчанин, рядом с домом которого была впоследствии обнаружена обувь погибшей. Дело в том, что этот самый человек ходил с расцарапанным лицом и говорил, что поругался с женой, при этом супруга его ничего не сообщила следствию о конфликте…
- Считаю, что следствие было проведено спустя рукава, - уверена Татьяна Антонова, - и доказательств вины моего подзащитного в деле просто нет. Все, что есть, - допуски, предположения, подозрения… Но никто так и не захотел истолковать возникшие сомнения в пользу подсудимого. Докажите его вину как положено! Разве много он просит?
Вообще, конечно, в этой ситуации черна не только сама история гибели ребенка, но и вся предыстория событий. Как рассказала мне Наталья Ефимова, в их селе практически все пьют по-черному. Сама она часто была вынуждена оставлять дочь под присмотром соседей: чтобы зарабатывать на жизнь (Ефимова по профессии строитель), ей часто приходится уезжать в другие поселки.
- Паша приехал к нам 19 мая, он сварщик, должен был нам заварить трубу в бане, - вспоминает Ефимова. - Приехал уже подшофе, а 20 мая у меня день рождения был, мы его отметили. Потом 21-го он тоже был выпивши, вызывали ему такси, но он так и не уехал. Смотрю - уснул за столом, я ему подушку подложила. Потом уехала, были планы выполнить один заказ, а потом съездить в Костанай за покупками, потому что готовились к окончанию учебного года. Позвала, как всегда, соседскую девочку (она из неблагополучной семьи, в которой все пьют, мне ее всегда было жалко), чтобы она ночевала вместе с Сашей. Я уехала и перед этим разбудила Пашу, сказала ему, чтобы он собирался и уходил. Потом я узнала, что таксист привез бутылку водки и они ее вместе выпили… Думаю, что он случайно убил. Подошел к дочери, когда та спала, она испугалась, соскочила и закричала. Он зажал ей рот рукой, и всё…
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Костанай
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
На наш запрос по поводу законности и тщательности работы полицейских, которые были подвергнуты сомнению родственниками и адвокатами осужденного, в пресс-службе Костанайского областного ДВД ответили так: “Ситуация такова, что Павел Чехов в течение первых суток после совершения убийства дал признательные показания. Они были должным образом зафиксированы, проведены следственный эксперимент и необходимые экспертизы. Были выявлены микрочастицы волокон ткани одежды погибшей девочки на вещах Чехова. Таким образом, следствие получило неопровержимые доказательства. Оценку действиям полицейских дал суд, решение которого вступило в законную силу”.